ПЛЮС КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

В представлении многих деревенских ребятишек, у которых нет порой даже необходимых учебников,

В представлении многих деревенских ребятишек, у которых нет порой даже необходимых учебников, тетрадок и ручек, компьютер - недосягаемая роскошь, предмет почти из сказочного мира. Но даже если эта напичканная электроникой диковинка и появляется в сельской школе (чаще всего как подарок от богатых спонсоров), ей далеко не всегда находится должное применение. Коллеги-журналисты, вернувшиеся из командировки по Заполярью, рассказывали, как в оленеводческий поселок, расположенный в 60 километрах от Нарьян-Мара, на вертолете доставили новенький "Пентиум" и торжественно вручили местной администрации. Все бы хорошо, да вот беда - во всей округе не нашлось ни одного человека, который знал бы, что с этим свалившимся с неба "счастьем" делать. В небедной Якутии компьютеры есть во всех школах, об этом побеспокоился президент республики Михаил Николаев. Но что толку, если коробки с новой техникой во многих учебных заведениях так и стоят нераспакованными: есть кому учиться, да некому учить. В Очерском районе Пермской области сельские школы, если верить отчетам, тоже компьютеризированы на 100 процентов. Оборудование, правда, "бывшее в употреблении" - из двух компьютеров с трудом удается собрать один. Но это, как говорится, "семечки". Главная проблема - нехватка учителей информатики. Единственный на всю округу преподаватель мотается по бездорожью из одного села в другое, а награда ему за самоотверженность - 200 рублей в месяц.
Но это вовсе не означает, что российской "сермяжной" деревне компьютеры не нужны. Да она потому, может быть, и сермяжная, отсталая, что руководители хозяйств, фермеры, агрономы, зоотехники, врачи, директора школ, учителя до сих пор не работают с помощью современной электронной техники. Умеющим смотреть в перспективу государственным деятелям ясно, что если наше село и дальше будет жить по старинке, не ориентируясь на современные информационные технологии, не имея выхода в Интернет, способный мгновенно предоставлять жителям самых отдаленных уголков любую интересующую их информацию, то вряд ли Россия всерьез может рассчитывать на процветание в будущем. Ученые, в том числе и отечественные, отмечают, что есть прямая зависимость уровня развития того или иного государства от количества в нем компьютеров на душу населения. В этом плане все рекорды, как известно, побили США и Япония. А мы по-прежнему плетемся в хвосте, где-то рядом с Индонезией.
Еще будучи премьер-министром, Владимир Путин заявил о намерении компьютеризировать сельские школы России. Но тогда осуществить проект не удалось: в бюджете не было достаточных средств на приобретение новой техники, а направленные в учебные заведения списанные в коммерческих фирмах и банках старые компьютеры годились разве что для освоения клавиатуры, поскольку не были запрограммированы на учебный процесс. Став президентом, Владимир Владимирович не оставил идеи. С подачи главы государства правительство РФ утвердило программу компьютеризации всех учебных заведений страны до 2005 года (сейчас у нас компьютерными классами оснащено 70 процентов одиннадцатилетних школ). А до конца нынешнего года, как сообщила после недавней встречи с президентом вице-премьер Валентина Матвиенко, 50 000 "умных машин" будут поставлены в 31 480 сельских школ.
Если произвести нехитрые расчеты, то получится, что после реализации программы на каждые 100 учеников будет примерно 1 компьютер. В общем-то негусто, но и на том спасибо. Федеральному бюджету акция обойдется в 1 миллиард рублей, еще столько же выделят местные администрации. Из этих 2 миллиардов на установку и обслуживание техники отводится 400 миллионов рублей.
Разумеется, наличие в школе компьютеров само по себе проблему компьютеризации образования не решает. Необходимо обучить учителей, разработать методики для преподавания с помощью компьютера не только информатики, но и физики, математики, литературы, других школьных предметов. А вот на это, надо заметить, деньги из бюджета пока не выделены. Сказавши "А", надо сказать и "Б".