ОКНА В ЕВРОПУ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Лишь однажды в своей истории Совет безопасности России рассматривал проблемы отдельно взятого региона страны. Тогда заседание было посвящено Чечне. В минувший четверг Совбез решил неотложно заняться мирной Калининградской областью.

Впервые о том, как быть с регионом, отделенным от "большой земли" Балтийским морем, а по суше - двумя государственными границами, в Кремле задумались в 1994 году. Тогда выход виделся в создании в Калининградской области особой экономической зоны. Был принят соответствующий федеральный закон. Предполагалось, что щедрые таможенные и налоговые льготы помогут экономике этой полуанклавной российской территории процветать на зависть прочим субъектам Федерации. Не получилось. Итог этого семилетнего эксперимента безрадостен. Об этом корреспонденту "Труда" рассказал и заместитель секретаря Совета безопасности РФ Олег Чернов. Уровень жизни в области в 1,4 раза ниже, чем в целом по России. Энергоносители - самые дорогие в стране. По уровню преступности, прежде всего экономической, - седьмое место среди прочих российских регионов. Высочайший уровень туберкулеза, наркомании, СПИДа. Калининградский морской порт, призванный вроде бы стать одним из локомотивов здешней экономики, совсем захирел, и его возможности уже в полтора раза ниже, чем у зарубежных соседей. Соответственно не в нашу пользу перераспределяются и грузопотоки. Наконец, янтарь, 90 процентов мировых запасов которого сосредоточенно в области, тоже особых доходов не приносит. Частью расхищается, частью используется неэффективно. Несмотря на щедрость природы, ни о каком "российском контроле" мирового рынка янтаря речь пока не идет.
Весьма остро стоит проблема информационной безопасности жителей Калининграда и окрестностей. Ведь Останкинская телебашня оттуда намного дальше, чем подобные сооружения в Варшаве, Вильнюсе или даже Берлине. В результате о событиях в той же соседней Польше наши граждане с калининградской пропиской осведомлены куда лучше, чем о происходящем где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке. Да им так и удобнее, ибо в Польшу и Литву они запросто едут за покупками. А вот экономическая сопричастность к российской "глубинке" в этих краях вовсе не очевидна простым людям.
И все может оказаться много хуже через 3-4 года. Именно такой срок отведен на вступление Польши и Литвы в Евросоюз. Это, скорее всего, резко изменит условия транзита из России в Калининградскую область через эти страны - естественно, тоже не в нашу пользу. Военный транзит в интересах Балтийского флота посуху может стать вообще невозможным. Скорее всего, еще больше обострится проблема энергоносителей. Значительная часть света и тепла в регион сейчас поступает с Игналинской атомной электростанции, что в Литве. После вступления этой страны в ЕС атомную станцию по требованию Запада литовцам придется или закрыть, или поставить на длительную модернизацию. Где тогда покупать электроэнергию для Калининградской области?
Вот над всеми этими политическими и экономическими "загогулинами" и ломал в четверг головы Совбез во главе с президентом страны. Предложение образовать в области восьмой федеральный округ и назначить туда еще одно "око государево" в лице еще одного представителя президента обсуждалось заранее, но было отметено. Во-первых, потому, что добрая половина проблем региона связана с Балтийским флотом и расположенной в Балтийске его главной базой. Но немалая часть кораблей и береговых частей балтийцев дислоцирована в далеких отсюда Кронштадте и Санкт-Петербурге. А это будет тогда вотчина уже другого полпреда, и единство управления флотом может нарушиться.
А во-вторых, стоит ли создавать прецедент? "Проблемных" территорий немало...
Поэтому на Совбезе решено пока в течение двух месяцев разработать новую программу развития Калининградской области. Президент Путин предложил составить ее таким образом, чтобы сделать регион подлинным "окном в Европу", в известной мере отрабатывая на этом примере модель отношений России с Западом. А для начала в те же сроки провести детальную "инвентаризацию" региона. А по ее итогам решить: стоит ли сохранять в области особую экономическую зону?..