ПИРАТЫ

Буквально на днях в гонконгских водах близ острова Ламма семерым морякам пришлось прыгать ночью за борт, когда их сухогруз атаковали вооруженные пираты на быстроходном катере. Спасли бедолаг рыбаки и подоспевшая морская полиция Сянгана. О принадлежности судна не сообщается. Это далеко не единичный случай. Около двух недель назад подобное нападение испытал зарегистрированный в Сянгане и стоявший на рейде теплоход с грузом компьютерного оборудования.

Между тем гонконгские воды считаются относительно безопасными. По данным Международного морского бюро, с начала нынешнего года произошло 79 разбойных нападений на морских трассах, при этом погибли 22 моряка.
- Число пиратских нападений явно возросло в прошлом году, - говорит председатель Дальневосточного отделения Российского профсоюза моряков Николай Суханов. - Мне пришло сообщение Международной федерации транспортных рабочих (МФТ): если в 2002 году пираты брали на абордаж мирные суда 370 раз, то уже через год количество случаев, связанных с разбоем на море, достигло 445. Резко возросло число нападений с применением огнестрельного оружия. 359 моряков были взяты в заложники.
Наши суда тоже периодически стали подвергаться нападениям пиратов. Наиболее известен своей необычностью случай в бангладешском порту Читтагонг. Морские разбойники пытались взять штурмом теплоход "Форест-1", который принадлежит Приморскому морскому пароходству (главный офис в Находке). Но дюжие россияне организованно отбились от малорослых, вооруженных лишь холодным оружием тамошних пиратов. Всех нападавших покидали в море. Но не всегда удача на нашей стороне. У побережья Сомали российский рыболовный траулер был атакован пиратами с пистолетами и автоматами. При нападении был убит капитан траулера. Как признают сами моряки, наиболее опасное пиратское место - у берегов африканского государства Нигерия.
- Простояв там на рейде порта Лагос пять недель, - говорит капитан теплохода "Таганрог" Виталий Стародубцев, - мы были вынуждены в ночное время обеспечивать дополнительные вахты. Это помогло предотвратить несколько попыток высадки ночью на судно пиратов и пресечь попытку проникновения группы мошенников, прикинувшихся агентской комиссией. Все пять недель любое распоряжение, полученное с берега, я перепроверял через спутниковую связь...
Больше всего на российские суда стали нападать с 1993 года. До того пираты опасались подходить к советским торговым танкерам и сухогрузам - все наши транспортные плавсредства с ценным грузом сопровождали военные корабли, которые постоянно бороздили Мировой океан. Были случаи, когда они беспощадно расстреливали пиратские катера и лодки. И со временем заставили уважать наш торговый флот.
Комментируя постоянно увеличивающееся число пиратских нападений, генеральный секретарь МФТ Дэвид Кокрофт предложил: "Необходимо объединить Военно-морские силы всех государств мира для борьбы с этой чумой".
Чтобы как-то противодействовать транснациональным бандам морских разбойников, недавно было создано Международное морское бюро по борьбе с пиратством. Штаб-квартира этой организации находится в Малайзии. Как говорится, поближе к месту "боевых действий".
Однако до сих пор нет ни одного универсального международного договора, регулирующего совместную деятельность государств по пресечению захватов судов.
Поэтому моряки вынуждены рассчитывать только на свои силы. Кстати, в этом полугодии вступил в силу новый Международный кодекс безопасности судов и портов. Призванный защищать от пиратов и террористов, он обязывает моряков оснастить все суда приборами автоматического контроля и распознавания. Иначе их просто не пустят в иностранные порты.
- Пока только крупные судоходные компании прошли сертификацию и почти полностью оснастили свои суда "кнопками против пиратов", - говорит Николай Суханов.- Они помогут в экстренных случаях спасти экипаж от вооруженного нападения. Новый кодекс станет спасением не только от пиратов. Он позволит приостановить контрабандные перевозки, поскольку приборы точно укажут местонахождение судна.