САЛЮТ РАЗГИЛЬДЯЙСТВУ

В минувшие выходные пассажиры поездов крымского направления, движение которых было приостановлено на 22 часа, на собственной шкуре испытали некоторые "прелести" военного времени. Гарь, копоть, гром канонады, зарево пожаров были видны и слышны за десятки километров. В маленьком селе Новобогдановка, как и в мае прошлого года, опять взрывались военные склады.

90-летняя Клавдия Драмго, лежавшая в местной сельской больнице, выскочила на крыльцо. "Война!" - рыдала несчастная женщина. Владельцы личного автотранспорта благоразумно рванули в сторону Мелитополя. Остальным для эвакуации предложили садиться в автобусы и вагоны. Но когда те набились до отказа, поступил приказ из Запорожья: "Эвакуация отменяется, ситуация под контролем". Селяне, находясь в состоянии шока, помня о жертвах прошлого года (тогда пожар продлился больше недели, погибли пять человек, 81 были госпитализированы), из машин выходить отказались.
К утру пожар ликвидировали - как и в мае прошлого года, опять помог проливной дождь. Но старушка Клавдия Драмго мирного утра не дождалась: умерла от сердечного приступа. Другой жертвой стала 67-летняя Галина Лобожан. Пенсионерка ехала на велосипеде, когда куски асфальта и гравия буквально изрешетили женщину. Мелитопольские хирурги во время операции извлекли из пострадавшей 200 кусочков асфальта.
Сейчас в Новобогдановке тихо, но люди продолжают ощущать себя на пороховой бочке. Если власти не сделали выводов после прошлогодней трагедии, на что надеяться теперь? Тогда, 6 мая прошлого года, от взрывов "самоликвидировались" 10 хранилищ из 17, были повреждены более 2 тысяч жилых домов, эвакуированы 6 тысяч человек из 11 сел. Артиллерийские снаряды разлетались более чем на 15 км, и только чудо уберегло от прямого попадания Запорожскую атомную станцию. Прокуратура оценила ущерб от ЧП в 1 миллиард долларов. Президент страны заверил новобогдановцев, что потери будут компенсированы, а ЧП никогда не повторится. Но первое обещание выполнили лишь наполовину - отремонтировали школу, построили новый вокзал, провели газопровод. А дома, давшие трещины и оставшиеся без стекол, жители ремонтировали сами. О том, как выполнено второе обязательство, показали минувшие выходные.
По мнению командующего войсками Южного оперативного командования генерал-лейтенанта Ивана Свиды, причиной пожара, возникшего на технической территории базы, могло быть самозажигание осветительной мины, корпус которой был поврежден во время прошлогодних взрывов. А спровоцировала зажигание жара, в результате которой сдетонировали снаряды. Чтобы предотвратить подобные самовоспламенения, военные будут теперь... орошать траву вокруг складов. Эта мера, эффективная, как припарки покойнику, вызвала у жителей села лишь горький смех.
Украинские СМИ еще в 2004 году цитировали докладную записку Леониду Кучме по поводу состояния военных складов: "Две трети боеприпасов хранятся под открытым небом, сигнализацией оборудовано менее половины хранилищ, на территории многих баз отсутствуют противопожарная сигнализация и водопроводная сеть". На Украине хранится около 2,5 млн. тонн боеприпасов, тогда как потребности армии до 2010 года оцениваются в 600 тыс. тонн. При нынешних темпах утилизации - от 10 до 25 тысяч тонн в год - Украине понадобится от 50 до 100 лет и не менее 60 млн. долларов, чтобы избавиться от этой напасти.