СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ

Затаив дыхание, зал слушал "Концерт" Антонио Вивальди. Юный аккордеонист исполнял его самозабвенно. При этом не только не пользовался нотами, но даже ни разу не посмотрел на клавиатуру. Его голова была гордо поднята, взгляд устремлен в пространство зала. И только два человека, присутствующие на концерте, знали: юный музыкант никогда не видел нот. Он от рождения практически слепой.

Эти два человека - мама Алеши Левчука, Елена Юрьевна, и преподаватель ее сына - Николай Александрович Лебедев. Они первыми и поздравили мальчика с победой на городском конкурсе.
Потом последуют призы и награды на областных и зональных смотрах. Алеша станет дипломантом международного конкурса слепых музыкантов. Кстати, на него он был допущен в порядке исключения (годков не хватало) - как особо одаренный. Елена Юрьевна когда-то даже представить не могла, что имя ее мальчика будет звучать со сцены, что он вообще сможет выходить за пределы своей квартиры. А тогда, 16 лет назад, нежданная беда, казалось, навсегда заслонила солнце над головой.
...Левчуки с волнением ожидали пополнения. У них уже подрастала дочка, и вот, к общей радости, родился сын Алеша. Однако вскоре радость была омрачена: глаза мальчика ни на что не реагировали. Страшную догадку матери подтвердили врачи. И все же оставили небольшую надежду: "Попытайте счастья в московских клиниках".
Началась череда поездок в столицу. Томительные ожидания в очередях одного медицинского центра, другого... Осмотрев малыша, врачи качали головами: "К сожалению, при родах поврежден зрительный нерв мальчика, мы в таких случаях бессильны".
Но вот прошло 16 лет. И передо мной сидит не убитая горем, а вполне жизнерадостная, очень привлекательная молодая женщина.
Счастье матери легко понять. Но как же трудно она шла к нему, сколько испытаний выдержала. Первое, что сделала Елена Юрьевна, - оставила работу в детском саду, где служила музыкальным воспитателем. "Я поняла, что мне надо как можно больше быть рядом с Алешей". Но на что существовать? Пришлось вспомнить навыки шитья. Первые заказы приняла от подруг. В доме застрекотала швейная машинка. Елена Юрьевна, выпускница музыкального училища, все реже подходила к любимому пианино - на него не оставалось ни сил, ни времени.
Зато Алешка - всегда на ее глазах. В перерывах между работой мать с удовольствием занималась с ним - читала книжки, учила считать, иногда наигрывала фортепьянные пьесы. "Правда, при этом я заметила: мальчик, живо реагирующий на звуки, почему-то не воспринимает пианино. Может быть, инструмент для него слишком громкий? Зато когда муж взял в руки аккордеон, Алешка просто заслушался. Эта музыка явно нравилась ему".
Вот тогда мама и отважилась показать сына музыкальным педагогам. Конечно, в этом был определенный риск. Как они отнесутся к мальчику, который не видит нот? К счастью, в музыкальной школе сразу оценили способности Алеши улавливать мелодии, с точностью воспроизводить их. Заниматься с мальчиком взялся преподаватель Николай Лебедев. "Вы только послушайте, какой музыкальной памятью обладает этот ученик", - с восхищением говорил коллегам Николай Александрович.
Отважились поехать на межобластной конкурс в Муром. А поездка оказалась судьбоносной. Именно в Муроме мальчика заметил преподаватель Владимирского музыкального училища Дмитрий Анатольевич Захаров. Он и пригласил Алешу в спецшколу при училище.
Но, как оказалось, талант требует вложений. Елена Юрьевна вспоминает: "Однажды Захаров сказал мне: "Если хотите, чтобы Алеша стал профессиональным музыкантом, надо покупать хороший инструмент". "Конечно, хочу, и сын тоже! Но сколько стоит новый аккордеон? - спросила я. А услышав, ахнула - 70 тысяч рублей! Да где мне взять такие деньги...
Значит, мечте о профессиональной сцене не сбыться? Но жизнь уже в который раз доказала: мир не без добрых людей. Как-то Захаров рассказал о талантливом ученике своему давнему другу Владимиру Евгеньевичу Каллистову. Когда-то они вместе учились в знаменитой Гнесинской академии в Москве, а сейчас Каллистов живет и работает в Италии. Беседа старых друзей не была случайной, Каллистов тоже слепой музыкант.
Телефонный звонок из Италии стал для Левчуков полной неожиданностью. "Не думайте сейчас о новом аккордеоне. Куда важнее приобрести для Алеши компьютер. Он откроет мальчику окно в мир, поможет сделать очередные шаги в музыке". "Я согласна с вами, - волнуясь, говорила Елена Юрьевна, - но как слепого ребенка научить пользоваться им?" "Ничего страшного, - успокаивал русский итальянец, - я пришлю говорящие программы".
Тогда она от многого отказалась. "А какая же мать не откажется, чтобы у сына было будущее"? Продала все, что можно было продать. И заветный компьютер появился в их квартире. Алеша увлекся литературной классикой, программированием, даже создал свой сайт. Через Интернет стал подолгу общаться со своим новым знакомым из Италии.
Потом в их ивановской квартире неожиданно появился и сам Владимир Каллистов. Да еще с каким подарком! Он привез Алеше прекрасный итальянский аккордеон. "Узнав о его стоимости, я так и ахнула, - признается Елена Юрьевна, - три с лишним тысячи долларов. Да я за год не заработаю". Гость успокоил: "На инструмент Алеше скинулись все мои итальянские друзья".
В этом году Алеша Левчук по итогам экзамена в спецшколе досрочно принят во Владимирское музыкальное училище. Правда, пока Елена Юрьевна не представляет, как они будут жить вдвоем на пенсию сына в 2300 рублей. "Конечно, я постараюсь найти во Владимире какую-то работу, - говорит она. - Но Алеше опять нужен новый инструмент, итальянский аккордеон он уже "перерос". Значит, снова возникает проблема средств... Буду думать".