ЛЕД ТРОНУЛСЯ, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ!

Грядущий телесезон, скорее всего, пройдет под знаком сериальных экранизаций отечественной классической литературы. Только в кинокомпании "Централ Партнершип" на стадии монтажа находится сериал "Доктор Живаго", режиссер Александр Котт готовится к запуску "Героя нашего времени", близятся к завершению съемки "Золотого теленка". О новой экранизации знаменитого романа И.Ильфа и Е.Петрова, которую зрители увидят в начале будущего календарного года на Первом канале, сегодня и пойдет речь.

Отечественные кинематографисты дважды обращались к роману "Золотой теленок". Экранизация 1968 года, сделанная Михаилом Швейцером, оказалась настолько яркой, что в сознании поклонников книги образы, воплощенные на экране выдающимися советскими актерами, за ними же и закрепились. Не случайно многие годы спустя после выхода фильма на экран в центре Киева был сооружен памятник Паниковскому, в котором без труда угадывается великолепный Зиновий Гердт.
В 1993 году, в период тяжелейшего кризиса российского кино, Василий Пичул снимает картину по мотивам романа, позаимствовав для ее названия слова Великого комбинатора - "Мечты идиота". На главную роль он пригласил популярного в те времена певца-эксцентрика Сергея Крылова. Картина с треском провалилась, укрепив в сознании зрителя уверенность в том, что переиграть Юрского, Куравлева, Евстигнеева невозможно. Да и нужно ли?
Режиссер-постановщик нынешней, сериальной, версии Ульяна Шилкина решила все-таки рискнуть и "перевести" роман на современный телевизионный язык. Прекрасно понимая, что сравнение с классической версией неизбежно, создатели картины решили принципиально по-другому прорисовать главных героев, пригласив в качестве их исполнителей как очень известных актеров, так и "нерастиражированные" лица". Ставку сделали на суперзвезду - Олега Меньшикова. Как говорят авторы сериала, рассматривались различные варианты, но изначально предполагался именно Меньшиков. Еще одна знаменитость в фильме - это актер МХТ и главный кулинар НТВ Дмитрий Назаров, который сыграл Козлевича. На некоторые роли позвали опытных театральных актеров, по большей части не слишком "засвеченных" в большом кино. Так, в роли Паниковского зрители увидят Леонида Окунева, знакомого любителям отечественных сериалов по телефильму "Человек войны". Шуру Балаганова сыграл Никита Татаринков, который, по признанию продюсеров, "выиграл на пробах", предложив свой собственный оригинальный рисунок роли. Образ подпольного миллионера Корейко в картине воплотил популярный питерский актер Алексей Девотченко, сыгравший роли второго плана в "Ментах" и "Бандитском Петербурге". Десятки юных актрис прошли пробы на главную женскую роль, но, по признанию производителей, большинству из них не хватало опыта. А потому сыграть Зосю Синицкую доверили музе Фандорина из "Турецкого гамбита", актрисе МХТ Ольге Красько. Некоторые эпизодические роли также украсили "звезды" современного российского кинематографа. Так, к примеру, супружескую пару Лоханкиных - Вассисуалия и Варвару - сыграли Михаил Ефремов и Инга Оболдина.
СЕРГЕЙ ДАНИЕЛЯН, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР КОМПАНИИ "ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП":
- Режиссеры разных поколений обращаются к одним и тем же литературным произведениям по многим причинам. Во-первых, кинематограф развивается, и можно, возвращаясь к любимым книгам, прочесть их по-новому, с помощью более совершенного цвета, звука, спецэффектов, широкого формата. А во-вторых, за последние годы очень вырос уровень телевизионного художественного кино. Его рамки позволяют расширить возможности экранизации и уложить в восьмичасовой фильм уже полную версию романа. Ведь при всей любви к блестящей картине Швейцера нельзя не посетовать на то, что многие "вкусные" эпизоды книги просто не могли поместиться в двухчасовой ленте. В нашей версии мы постарались ничего не упустить. Более того, в фильме будут присутствовать эпизоды, основанные на материале черновиков Ильфа и Петрова, не вошедших в роман. Помогала нам в этом дочь Ильи Ильфа - Зоя Ильинична.
Ну а самая главная причина обращения кинематографа к одним и тем же литературным произведениям, на мой взгляд, в том, что новое поколение хочет видеть в образах любимых персонажей "звезд" именно своего поколения. Хочется посмотреть, как любимый актер будет существовать в роли культового героя. Это тенденция характерна для всего мирового кинематографа. Раз в 15 - 20 лет, например, обязательно экранизируются "Три мушкетера", "Рассказы о Шерлоке Холмсе"... Остап Бендер - это тоже культовая фигура в нашей литературе, и поэтому в каждом новом поколении актеров обязательно появляется свой Бендер. Да, действительно, затевая наш фильм, мы изначально видели в этой роли Олега Евгеньевича Меньшикова. Он блистательный актер с колоссальным комедийным потенциалом. А образ Бендера по настроению в чем-то перекликается с персонажем из "Покровских ворот" - Костиком, одной из самых любимых зрителем работ Меньшикова.
Ну и, помимо всего, произошло некоторое совпадение того, что происходит у Олега Евгеньевича в жизни, в театре и в кино, с тем, что происходит с Бендером. Я имею в виду совпадение настроения. И эта степень усталости от всего, респектабельность, которые видны в роли Остапа, абсолютно не наиграны Меньшиковым, они лишь перенесены из обыденной жизни на экран.
* * *
География съемок оказалась весьма обширной. Так, знаменитую "смычку" снимали в Средней Азии. Нашли наполовину разобранную заброшенную железную дорогу, по которой давно никто никуда не ездил, слегка привели ее в порядок, проложив недостающие рельсы таким образом, чтобы общая их протяженность составила порядка 200 метров, и пустили по ним старые вагоны. Черноморск, как и в 68-м году, снимали в Одессе. Нашли несколько старых улочек, практически не изменившихся на протяжении века, задекорировали рекламные щиты - и снимай не хочу. Арбатовом и Удоевом на время стали город Плес Ивановской области и его окрестности. Автопробег по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму проходил в окрестностях Серпухова и Ярославля. Часть съемок осуществлялась в старинном волжском Плесе. Они вообще большей частью проходили на натуре. Единственной большой декорацией, построенной для фильма в одном из мосфильмовских павильонов, стала Воронья слободка (ничего похожего в реальности производители найти не смогли).
ВОЗРАСТ ОСТАПА БЕНДЕРА
По мнению исследователей творчества Ильфа и Петрова, Остапу Бендеру в "Двенадцати стульях" и "Золотом теленке" было от 30 до 33 лет. Интересно, какого возраста были исполнители роли Остапа?
"Золотой теленок" 1968 Сергей Юрский 33 года
"12 стульев" 1971 Арчил Гомиашвили 45 лет
"12 стульев" 1976 Андрей Миронов 35 лет
"Мечты идиота" 1993 Сергей Крылов 32 года
"Золотой теленок" 2005 Олег Меньшиков 44 года