ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

Вопрос о переселении людей из подлежащих сносу домов в Южном Бутове будет решаться на основе компромисса, силовой вариант полностью исключен. Об этом заявил в интервью Первому каналу мэр Москвы Юрий Лужков. "Мы этот вопрос решим, как и всегда решали в городе: на основе компромисса, на основе взаимного согласия, - заявил мэр. - Силовые методы не наш путь. Наш путь - поиск решения, которое было бы взаимно приемлемым".

В префектуре Юго-Западного административного округа (ЮЗАО) Москвы уточнили, что всего по первой и второй очередям застройки западной части поселка Бутово отселению и сносу подлежат 85 домов, которыми владеют 329 собственников. Проект застройки этой территории предусматривает ввод в эксплуатацию 4 900 квартир общей площадью 268,5 тысячи квадратных метров. Планируется строить как панельные дома серии П-46М, так и монолитные дома по индивидуальным проектам высотой от 9 до 15 этажей. По данным на 20 июля, согласие на переезд дал 241 собственник. Среди неопределившихся и несогласных числились 88 собственников.
Московские власти активно пытаются разрешить возникшую проблему. Причем заключается она не в столкновении интересов жителей деревни и столичных властей, как принято считать. При ближайшем рассмотрении конфликт выглядит гораздо сложнее. По сути дела, здесь пересеклись интересы владельцев деревенских домов и тех очередников, которые должны вселиться в муниципальное жилье. А именно на него планируется львиная доля застройки в Южном Бутове. Основной вопрос даже не в том, как бы поскорее выселить бутовцев, а в том, как не допустить задержки вселения льготников в социальное жилье.
Чиновники приняли компромиссное решение: если строить на всей территории деревни нельзя до тех пор, пока согласие на переезд не дадут все оставшиеся собственники, нужно строить хотя бы там, где участки уже освобождаются. "Работы будут организованы на свободных площадках с учетом возможного посекционного, поэтапного строительства, - рассказывает префект ЮЗАО Алексей Челышев. - Хотя, конечно же, противники переселения создают дополнительные трудности".
По возможности дело будет вестись так, чтобы жители новых домов, несмотря на вынужденные неудобства, не чувствовали себя живущими на вечной стройке - когда бы ни закончились препирательства властей с "деревенскими". Для этого параллельно со строительством будет вестись благоустройство и озеленение прилегающей территории. Понятно, что, пока застройка не завершена, задача эта не из легких. Но власти по крайней мере обещают сделать все от них зависящее. И кое-что на этой ниве уже сделано. Проект застройки обязательно включает в себя и проект благоустройства. Вокруг сданных жилых домов квартала 3 поселка Бутово уже выполнено благоустройство, а осенью будут высажены деревья и кустарники.
В будущем на территории Южного Бутово планируется даже разбить парк. "Проектом благоустройства западной части поселка предусмотрено создание парковой зоны, - поясняет Алексей Челышев. - Здесь будет восстановлен каскад прудов, высажены аллеи, разбиты цветники и создана сеть тропинок для прогулок жителей". А чтобы эту благостную картину не нарушали традиционные для спальных районов стихийные парковки, к новым домам будут прилагаться отдельно стоящие гаражи. Впрочем, все это станет возможным только после того, как разрешится ситуация с расселением деревни. А пока жителям Бутово (и нынешним, и будущим) придется мириться с тем, что за свежим воздухом нужно по-прежнему совершать неблизкий путь до леса.
Чтобы подвигнуть особо "задумчивых" обитателей поселка принять хоть какое-то решение, московское правительство готово пересмотреть планы застройки Южного Бутово. Об этом на минувшей неделе в ходе традиционного субботнего объезда городских стройплощадок заявил первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. По его словам, в поселке может быть реализован проект малоэтажного строительства. Власти надеются, что перспектива жить в малоэтажных домах понравится владельцам домов больше, чем предложение переселиться в обычные квартиры.
"Я дал команду разработать такой проект, - сказал Владимир Ресин. - Мы стараемся находить и находим общий язык с жителями. Может быть, некоторые люди захотят жить, скажем, не на одиннадцатом этаже, а на пятом или четвертом". Глава столичного стройкомплекса подчеркнул, что речь идет о строительстве малоэтажных домов высотой до пяти этажей. И заверил, что ни о каком коттеджном строительстве в Бутове речь не идет. Эти дома предназначены для многих семей, они могут быть разной этажности. Это может быть одноэтажный дом, двух- или трехэтажный. Не более пяти этажей. Никаких частных коттеджей здесь строиться не будет.
Власти надеются, что благодаря этим мерам конфликт в скором времени разрешится окончательно и бесповоротно.
Но Бутово - лишь единичный случай, подобные конфликты вообще не редкость. "Таких ситуаций, как в Южном Бутове, в нашей стране множество", - заметил Юрий Лужков в телеинтервью. Мэр напомнил, что решение переселить деревню и на ее месте построить муниципальное жилье не было оспорено ни прокуратурой, ни судом. Принимая свое решение, город исходил из социальных задач. Проблема возникла, когда зашла речь о цене вопроса и имущественных правах - как для переселенцев, так и для городских властей.
Конфликт в Бутове был предан широкой огласке просто потому, что дело касалось Москвы с ее самой дорогой недвижимостью в стране. Между тем, когда подобные инциденты случаются в других местах, их попросту никто не замечает. По большому счету обострение возникло из-за неурегулированности прав собственности муниципалитетов и граждан на землю и недвижимость. К тому же из-за "дыр" в законодательстве не всегда понятно, кто, в каких случаях и в каком объеме может претендовать на компенсацию. Возможно, властям стоит задуматься о том, как четче и понятнее зафиксировать не только права сторон, но и механизм их защиты. Причем новые справедливые правила должны быть установлены не только для Москвы, но и для всей страны.