В КОМАНДЕ "РУСАГРО" РАБОТАТЬ КОМФОРТНО

С Лабинским маслоэкстракционным заводом (МЭЗ) читатели "Труда" познакомились ровно два года назад: летом 2004 года наша газета помогала предприятию избавиться от навязчивого внимания инвестиционно-консалтинговой группы "Сигма". 14 июля, 8 октября и 23 ноября 2004 года на страницах газеты появились статьи "Не все "Сигме" масленица", "Трудно быть лидером" и "Нужен волнорез". Совместными усилиями силового захвата завода удалось избежать. Как сейчас складывается судьба коллектива? Как оценивает прошедшие два года генеральный директор предприятия Иван Артеменко? Что изменилось на заводе с появлением нового партнера - многоотраслевого вертикально интегрированного холдинга "Русагро"? Об этом сегодня наш разговор.

- Иван Петрович, в последний раз вот так обстоятельно мы общались, когда за воротами Лабинского МЭЗа с мифом о несуществующих долгах завода и угрозой прямого захвата предприятия маячила компания "Сигма" с репутацией "заслуженного рейдера". И это была тогда не единственная ваша головная боль...
- Вторая половина 2004 года действительно выдалась для нас очень сложной. Лабинский МЭЗ всегда был успешным, самостоятельным предприятием с устойчивой деловой репутацией. Поэтому желание тех же рейдеров любыми путями прибрать к рукам такой аппетитный кусок с маслом вполне объяснимо. Понятны и методы, которыми подобные бизнесмены добиваются желаемого результата. Сложнее, если подножку ставят люди, которых считаешь своими партнерами. Так получилось у нас с компанией "Русская бакалея", с которой у МЭЗа был совместный проект - ООО "Растительное масло "Лабинское" (РМЛ), где МЭЗ был одним из учредителей.
РМЛ знавал разные времена. Но в конце 2004 года у руководства "Русской бакалеи" начались серьезные проблемы с законом. Ее генерального директора Александра Старцева фактически обвинили в хищении более 30 тысяч тонн подсолнечника стоимостью приблизительно 9 миллионов долларов. Следственным комитетом при МВД по Южному федеральному округу было возбуждено уголовное дело. Естественно, это сразу отразилось и на нашем совместном бизнесе. Но самое главное - в разгар заготовительного сезона "Русская бакалея" не стала выделять средства на закупку подсолнечника для МЭЗа. Завод оказался на грани остановки. Впервые за всю историю своего существования. Пришлось для закупки сырья брать деньги взаймы у банков. Сумма заимствований составила около 400 миллионов рублей. Потом выяснилось, что гасить кредиты заводу опять же придется в одиночку. Кредитные выплаты уже начинали поджимать. Мы же от своих тогдашних партнеров слышали только одно: ну постоит завод годик-другой, ничего страшного... Нас же такое развитие событий - заемные средства плюс простой равно банкротство - никак не устраивало.
- Как же все-таки удалось выстоять?
- Сегодня события на нашем МЭЗе осени 2004 года интерпретируются как кому выгодно. Правда же в том, что завод сам вынужден был искать пути выхода из кризиса. Совсем как в поговорке о спасении утопающих: искать реального инвестора, который бы мог вытащить предприятие из финансовой пропасти. Помогла администрация Краснодарского края. На совещании у первого заместителя губернатора Александра Ремезкова я познакомился с собственником компании "Русагро" Вадимом Мошковичем. Там же встретился с руководителем Екатеринбургского жирового комбината, входящего в "Русагро", Владимиром Веселовым, с которым знаком много лет. После непростых переговоров и было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Кубани, компанией "Русагро" и нашим МЭЗом. В соответствии с этим документом холдинг обязался в течение декабря погасить 100 процентов задолженности завода по кредитам, выделить деньги на закупку сырья и в дальнейшем инвестировать средства в развитие предприятия. Жиркомбинат - закупать всю продукцию МЭЗа для дальнейшей переработки. Так в жизни коллектива завода начался новый этап.
- Говорят, дать обещание проще, чем сдержать его...
- Будем считать, с "Русагро" нам повезло: кредиты были погашены вовремя, завод получил возможность стабильно работать, постепенно только наращивая обороты. В сезон 2005-2006 годов мы вышли на максимум загрузки производственных мощностей предприятия: 326 тысяч тонн. К примеру, в сезон 2003-2004 годов с "Русской бакалеей" завод едва осилил 234 тысячи тонн. Сказывались простои. В том числе и по причине отсутствия сырья.
Что еще радует? Постоянный рост производительности труда при ощутимом снижении стоимости переработки семян. Если, к примеру, в сентябре 2004 года затраты на переработку каждой тонны подсолнечника составляли 1115 рублей, в сентябре 2005 года - 524,5 рубля, то в мае нынешнего - только 306 рублей.
- Могли бы вы одним словом обозначить то, что реально принесло Лабинскому МЭЗу партнерство с компанией "Русагро".
- Стабильность. Предприятие перестало штормить и лихорадить. Люди работают в полной уверенности, что и работа, и достойная зарплата есть сегодня, будут и завтра. Основания? Если по итогам 2004 года убыток по заводу равнялся 11,5 миллиона рублей, то за 2005 год чистая прибыль предприятия составила уже 276 тысяч рублей. А за первое полугодие текущего года прибыль выросла уже до 39,4 миллиона рублей.
- Кстати, два года назад Лабинский МЭЗ был градообразующим предприятием и одним из бюджетообразующих налогоплательщиков всего Лабинского района.
- Сегодня изменился разве что размер налоговых отчислений. За последнее время, даже по сравнению с 2005 годом, он увеличился на 30 процентов. Хотя выросли не только налоговые платежи предприятия. Если говорить об оплате труда, то в 2004 году средняя зарплата по заводу составляла 12 120,8 рубля, в 2005-м - 13 171 рубль. А в июне текущего года этот показатель достиг 14 930 рублей.
- Помнится, в прошлый раз о социальной направленности завода, его коллективном договоре все вокруг мне только что не в стихах рассказывали...
- А почему вы говорите об этом в прошедшем времени?! Жив наш коллективный договор и даже весьма неплохо себя чувствует. Кстати, его обязательное продление и неукоснительное соблюдение было нашим обязательным условием для подписания договора о сотрудничестве с компанией "Русагро". К чести руководства холдинга, данное слово оно держит.
И сегодня работники предприятия имеют право на дополнительный отпуск. Мамы, имеющие детей до трех лет, получают ежемесячную доплату в размере 2,5 тысячи рублей. Материальная помощь в 10 тысяч рублей ждет при рождении ребенка каждого из родителей - работников завода. Как и оплата детских путевок до 12 лет. Молодожены при вступлении в первый брак тоже могут рассчитывать на материальную помощь.
По-прежнему в поле зрения собственников предприятия пожилые люди. И не только 700 ветеранов труда завода, но и просто пенсионеры, честно отдавшие заводу годы жизни. И, конечно, каждый из мэзовцев может приобрести продукцию предприятия по льготным ценам.
- Как-то все получается слишком безоблачно. Особенно на фоне того, что прежние партнеры завода - собственники "Русской бакалеи" - обвиняют МЭЗ в том, что разрыв его отношений с РМЛ прошел не совсем в рамках закона.
- Что ж, каждый пытается преподнести ситуацию в выгодном для себя свете. Но, во-первых, подобные вопросы лучше всего решать не в СМИ, а в зале судебных заседаний. А вот там-то наши бывшие партнеры, увы, не слишком сильны.
Ведь объективно разрыва не было. Было элементарное нежелание со стороны РМЛ, что называется, платить по счетам.
Конец 2004 года. Ситуация с сырьем и кредитами на заводе критическая. И именно в этот момент РМЛ, которое располагалось на производственных площадях Лабинского МЭЗа, перестает рассчитываться за энергоносители. А сам МЭЗ вынужден платить авансом и за электроэнергию, и за газ. На 1 декабря 2004 года задолженность РМЛ перед нашим предприятием составляла почти 90 миллионов рублей. Практически треть кредитной суммы самого МЭЗа.
Вы знаете, я не люблю резких движений. Всегда помню: за каждым из руководителей стоят живые люди. Мы и в этом случае старались найти компромисс. По крайней мере, до того как "вырубить рубильник", пытались договориться со Старцевыми. Устно и письменно просили погасить задолженность. Нас просто игнорировали. Так продолжалось вплоть до мая 2005 года.
Позже стало известно, что еще в марте того же года на основании некого решения внеочередного общего собрания, о котором мы ничего не слышали, за подписью Владимира Старцева, младшего брата гендиректора "Русской бакалеи" Александра Старцева, РМЛ было перерегистрировано из Лабинска в Ставрополь, лишив тем самым местный бюджет налоговых поступлений. И что приблизительно в это же самое время МЭЗ таинственным образом исчез из числа участников предприятия.
Сегодня в судебном, заметьте, порядке установлено: cделка по выводу Лабинского МЭЗа из состава РМЛ, произведенная на основании неких странных доверенностей на имя А. Старцева, недействительна. Вопрос о внесении изменений в учредительные документы ООО "Растительное масло "Лабинское" и его "уход" в Ставрополь оспариваются МЭЗом в судебном порядке.
Кстати, МЭЗ не только не участвовал в принятии этого решения, как того требует закон. Мы долгое время просто были об этом в неведении. Согласитесь, трудно представить, что МЭЗ, на площадях которого располагается предприятие, вдруг ни с того ни с сего просто выходит из числа его участников. Нате вам мою долю - пользуйтесь... Абсурд!
Пока суды разбирались с этими сюрпризами "Русской бакалеи", нас оглушили очередной новостью: в арбитражный суд Ставропольского края поступило заявление за подписью генерального директора РМЛ В. Старцева о добровольном банкротстве РМЛ. И тут скрытое стало очевидным. По устоявшейся "традиции", МЭЗ узнал об этом случайно. Хотя решения о банкротстве в соответствии с законом могут приниматься только сообща всеми акционерами предприятия.
Сегодня все эти "странности" рассматривают различные судебные инстанции. Возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество". А в рамках процессов, касающихся задолженностей РМЛ перед Лабинским МЭЗом, по решению суда летом 2005 года наложен арест на имущество ООО "Растительное масло "Лабинское" с правом пользования. Ответственным хранителем его был назначен наш завод.
К чести акционеров "Русагро" и МЭЗа, никого из работников РМЛ не выбросили на улицу. Сегодня большинство из них трудятся на нашем предприятии. Потому что людям нужна работа. А их семьям - гарантированный кусок хлеба. Это понимаю я, это понимает руководство холдинга.
- Признайтесь честно: не жалеете, что когда-то решились на союз с "Русагро"?
- Нет, не жалею. Ведь главная цель - сохранить предприятие - достигнута. Вместе с "Русагро" мы сумели вывести завод на проектную мощность. Многого стоит и опыт работы в системе бюджетного планирования доходов-расходов, который мы получили именно в холдинге. Выверенность каждого шага дает ощущение стабильности.
- Задайте сами себе вопрос, на который очень хотелось бы ответить.
- Это скорее пожелание вашему брату журналисту: будьте добрее к людям и внимательнее к тому, о чем пишете. Что я имею в виду? Ту старую историю с покупкой компанией "Русагро" акций Кропоткинского МЭЗа у незабвенной группы "Сигма". История эта, однако, всплывает каждый раз, когда кому-то очень нужно, что называется, публично нажать на холдинг.
Да, был в биографии "Русагро" момент, когда, не проверив до конца чистоту сделки, компания купила у группы "Сигма", так сказать, грязный актив. Потому что очень хотела его иметь. Не для перепродажи, заметьте, для работы. Но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Тем более что, споткнувшись, компания все-таки не упала. А достойно исправила ошибку. Вначале выкупила предприятие у "Сигмы", потом у NTP Group. В конце концов подписала соглашение с акционерами, включая бывшего гендиректора Кропоткинского МЭЗа В. Жарко, и приняла на себя обязательство рассчитаться с ними в полном объеме. Таким образом "Русагро" трижды заплатило за предприятие. И за свое прошлое неумение выбирать партнеров. У акционеров "Крапоткинского" претензий к "Русагро" нет. Теперь бы самое время идти дальше. С холдингом "Русагро" это можно делать легко и комфортно. Я имею право так говорить. Исходя из личного опыта и судьбы предприятия, которому отдал девятнадцать лет жизни.
Иван Петрович Артеменко - доктор технических наук, заслуженный работник пищевой промышленности России, награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, Герой Труда Кубани, удостоен ордена Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского и медали Преподобного князя Даниила Московского. Депутат Законодательного собрания Краснодарского края. В течение последних 19 лет - бессменный генеральный директор Лабинского маслоэкстракционного завода.