У МЕТАЛЛУРГОВ ЧУБЫ ТРЕЩАТ

Резкую критику компании "Мечел", прозвучавшую в конце прошлой недели из уст премьера Путина, услышали в Челябинске, где расположено головное предприятие металлургической группы.

"Заявление премьера обсуждали в курилках, некоторые рядовые сотрудники до сих пор являются акционерами предприятия, и теперь они переживают, что акции упали в цене", - рассказал "Труду" один из сотрудников профкома Челябинского металлургического комбината (ЧМК). По его словам, рабочие опасаются, как бы их компания не стала "вторым "ЮКОСом".
"Обстановка на комбинате нервозная, - подтвердил редактор выходящей на предприятии газеты "Челябинский металлург" Антон Лапин. - Новость распространилась по цехам в считанные часы. Мне постоянно звонят коллеги с вопросом, что происходит и что теперь будет с акциями, которыми владеют сотрудники".
Директор ЧМК Сергей Малышев и другие руководители комбината пока от комментариев отказываются. Да и что они могут сказать в ситуации, когда второе лицо страны публично критикует нанявшего их на работу главного акционера?
Рядовые сотрудники все же ждут от руководства каких-то разъяснений, но в пятницу они не прозвучали.
КОМБИНАТУ - 65
Металлургический комбинат - одно из крупнейших предприятий Челябинска. Здесь трудятся 22 тысячи горожан. Средняя зарплата на предприятии - около 18 тысяч рублей. Это меньше, чем на других "флагманах отечественной металлургии" - череповецкой "Северстали" и липецком НЛМК, но больше, чем на других предприятиях группы "Мечел".
В этом году ЧМК отметил свое 65-летие. (Проблемы у "ЮКОСа", кстати, тоже возникли сразу после юбилея - празднования 15-летия нефтяной компании.) Строительство ЧМК началось в 1941 году на базе эвакуированных мощностей металлургических заводов европейской части России.
Комбинат является предприятием с полным металлургическим циклом. В его состав входят коксохимические, аглодоменные, сталеплавильные, электрометаллургические и прокатные подразделения.
По объемам производства стали, чугуна и металлопроката ЧМК все последние годы занимает место в десятке ведущих российских металлургических предприятий. Около 50% продукции комбината идет на внешний рынок, оставшаяся доля - на внутренний.
Буквально несколько дней назад, 20 июля, группа "Мечел" подписала соглашение с итальянской компанией Danieli о строительстве на ЧМК рельсобалочного стана. Предполагаемые инвестиции в этот проект должны составить полмиллиарда долларов. А за один день после критики из уст Владимира Путина акционеры потеряли на ровном месте несколько миллиардов.
ХОЗЯЕВА ЧАСТО МЕНЯЛИСЬ
ЧМК был приватизирован в 1993 году. В то время, кстати, штат комбината насчитывал 40 тысяч работников - почти вдвое больше нынешнего. Но это обычное дело: на многих советских предприятиях штаты были чрезмерно раздуты.
К 1995 году фактический контроль над предприятием установила швейцарская группа Glencore. У компании резко испортились отношения с руководством области. Отчасти этому способствовали планы тогдашних акционеров провести реструктуризацию, то есть массовое увольнение работников. Вероятно, свою роль сыграло и характерное настороженное отношение местных властей к иностранному собственнику.
А в 2001 году швейцарцы продали контрольный пакет компании "Мечел" россиянам. До середины нынешнего десятилетия более 80% акций группы на паритетных началах контролировали гендиректор "Мечела" Владимир Йорих и председатель совета директоров Игорь Зюзин. В конце 2006 года Владимир Йорих вышел из бизнеса и Зюзин стал по сути единственным хозяином группы.
Когда у компании один крупный владелец - это всегда риск. Стоит ему немного прихворнуть накануне визита к премьер-министру - и вот уже 22 тысячи человек чувствуют себя не слишком хорошо.