Кто сыграл Высоцкого?

Новый фильм о знаменитом барде снимается в обстановке строжайшей секретности

Фильм о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой» выйдет в начале 2011 года, а в 30-ю годовщину смерти барда публике показали в Центре-музее Высоцкого лишь фрагмент картины. Организаторы вечера не раскрыли, кто же сыграл Высоцкого, но «Труд-7» почти разгадал загадку.

Главная интрига новой картины — образ самого Владимира Высоцкого. Первоначально хотели воссоздать его с помощью компьютерной графики, но это оказалось немыслимо дорого. Тогда решили обратиться к традиционной актерской игре. Сначала в прессе прошла информация о том, что Высоцкого сыграет Сергей Безруков. Это казалось правдоподобным, тем более что актер уже играл поэтов — Пушкина, Есенина.

Не открыли имени актера и на этот раз, пообещав раскрыть тайну лишь непосредственно перед выходом фильма в начале будущего года. Рассказывают, что этот актер согласно контракту не имеет права появляться на съемочной площадке без грима. И даже платежная ведомость с гонораром актера якобы оформлена не на его имя. Достоверно можно сказать лишь одно: Владимира Высоцкого играет не его сын Никита. Хотя ему хотелось сыграть роль отца, кандидатура Никиты Высоцкого была отвергнута.

О Высоцком не было снято еще ни одной игровой ленты. Одно дело — представить на экране Пушкина или Чайковского, которых никто из ныне живущих самолично не видел, совсем другое — сыграть барда, образ которого известен всем. В этом смысле сын Высоцкого Никита, который стал сценаристом и продюсером картины, страшно рисковал. В основу фильма он положил историю последней любви отца, рассказанную 30 лет назад в девятый день после смерти Высоцкого его другом, актером «Таганки» Всеволодом Абдуловым.

Никита Высоцкий предлагал этот сюжет кинематографистам, все приходили в восторг, но браться не решались. И четыре года назад Никита Высоцкий начал писать сценарий. Нашел поддержку в студии «Дирекция кино», а режиссером стал Петр Буслов («Бумер»). В фильме рассказывается о пяти днях последнего года жизни Владимира Высоцкого, когда на гастролях в Узбекистане у него случилась клиническая смерть. На роль подруги барда Татьяны (это собирательный образ, в реальности такой женщины не было) приглашена Оксана Акиньшина. Людей из окружения поэта, чьи имена тоже изменены, играют Максим Леонидов, Иван Ургант, Владимир Ильин, Андрей Панин, Андрей Смоляков.

Ореол таинственности, созданный вокруг фильма, — хороший способ разжечь к нему интерес. На вечере памяти Высоцкого публике показали лишь трехминутный ролик, по которому трудно угадать, кто же сыграл Высоцкого. Уверенно можно было сказать лишь одно: актерская игра вполне передает его взрывную энергетику.

Но организаторы пообещали зрителям, что диск сразу после демонстрации разломают и его больше никто никогда не увидит. Тем не менее корреспондент «Труда-7» сделал несколько снимков прямо с экрана. Даже при детальном рассмотрении этих кадров в редакции мы так и не смогли прийти к выводу о том, кто же играет Высоцкого. Видимо, придется дожидаться премьеры.

Как это было

Смерть за год до смерти

Оксана Афанасьева — женщина, ставшая прототипом Татьяны в фильме «Спасибо, что живой», — вспоминала о клинической смерти Высоцкого 25 июля 1979 года:

— В Бухаре Володя с утра пошел погулять по рынку. Пришел домой, и ему стало плохо. С нами был доктор Толя Федотов. Он вбежал ко мне в комнату: «Володе плохо». Я влетаю в гостиную — Володя мертвый: нос заострился, не дышит, сердце не бьется. И Федотов, с абсолютно трясущимися руками, повторяет: «Он умер, он умер». Его трясло, у него истерика была. Я ему надавала по морде: «Делай что-нибудь быстро». Он сделал укол в артерию, и Володя задышал, сознание вернулось.

Комментарии

Никита Высоцкий, сценарист, продюсер фильма:

— Сегодня мы снимали эпизод клинической смерти. Очень тяжело: в Москве жара, в павильоне 48 градусов. А исполнитель играет в сложном гриме, который накладывается четыре часа. Еще мы снимаем в Узбекистане, где происходит действие — там в клубах сохранились советские интерьеры с деревянной отделкой, никакого пластика. А вот свои аэропорты узбеки переделали под Анталью: затемненное стекло, современные материалы. Отец же много летал, и подходящие по обстановке аэропорты мы нашли в Минске и Бресте: там ничего не изменилось со времен социализма, та же лента для багажа 1980-х годов.

Людмила Абрамова, вторая жена Владимира Высоцкого:

— Никогда не давала советов и Володе, не пыталась его чему-то учить. Это я после его песен стала такая умная. А до того была глупа, как пень. Но уж Никите-то что советовать? Он мне кое-что рассказывал, но я боялась вмешиваться. А вот сценарий отсматривала с первых страниц. Как он начал писать осенью 2006 года, так я каждый вариант видела. И с радостью убедилась, что Никита одарен литературно не меньше, чем актерски и человечески.

Анатолий Максимов, продюсер фильма:

— Очень трудно оказалось воспроизвести даже асфальт 30-летней давности. Мы отсняли, посмотрели — это Нью-Йорк, что ли? Где трещины, ямы? Пришлось их на компьютере добавлять. Таким же образом снимали проезды по Москве. Машины того времени восстанавливали виртуально. Я в Узбекистане когда видел старые советские «Ижи» («Москвичи» ижевского производства), готов был чуть ли не целовать их. Но где же ты возьмешь сразу 50 штук «Ижей», «Запорожцев», «Жигулей» первой модели? Приходилось подрисовывать на компьютере. А саму оптику для съемок взяли советскую, ленинградского объединения ЛОМО.