15 июля на участке столичного метро между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» произошла крупнейшая в истории московского метрополитена техногенная авария. С рельсов сошли три вагона; в результате крушения поезда погибли 23 человека и свыше 250 пострадали.
Эта катастрофа, как неожиданно выяснили журналисты LifeNews, могла оказаться не последней в текущем июле. 21 числа, по данным источников в столичном метрополитене, один из машинистов Серпуховско-Тимирязевской линии заснул за работой и перестал контролировать движение. Теоретически инцидент мог привести к столкновению поездов. К счастью, состав остановила автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости.
Жара, нехватка кислорода
Управлявший поездом специалист был не новичком: как сообщили представители подземки, мужчина имеет 12-летний стаж работы. Происшествие случилось в 09:46 утра: на станции «Менделеевская», двигаясь в сторону центра, состав неожиданно «промахнул» станцию на 9 метров. Когда же поезд остановился, машинист не открыл двери.
Проснувшись, сотрудник метрополитена возобновил движение. Своему начальству о произошедшем мужчина докладывать не стал.
Случаи засыпания машинистов за рулем – большая редкость, - рассказал журналистам машинист Валерий Собачкин. Каждый сотрудник, по его словам, понимает, что отвечает за жизнь и здоровье сотен людей, и не допускает наплевательского отношения к работе. Тем не менее, - признал Собачкин, - график бывает разным, и не всегда машинистам удается отдохнуть положенные между сменами 12 часов.
На случай, если водитель поезда вдруг уснет, участки путей оборудованы автоматической локомотивной сигнализацией с регулированием скорости. Эта система должна обеспечивать полную безопасность состава и пассажиров. «Обычно въезд на станцию происходит на скорости не более 55 километров в час, - пояснил Собачкин. - Машинист должен плавно затормозить, остановиться у отметки, произвести высадку и посадку пассажиров и проследовать дальше. Если скорость поезда слишком высока, резко срабатывают тормоза».
Причиной происшествия с машинистом Серпуховско-Тимирязевской, по мнению его коллеги, могла стать нехватка кислорода и летняя жара. В это время года машинистам приходится работать при температуре в 30 градусов и выше; недостаток кислорода приводит к потере самоконтроля, человека начинает клонить в сон.
Уже известно, что виновника инцидента с работы не уволили, но понизили в должности до помощника машиниста.
Стрелочники и их начальники
Тем временем СК ведет расследование катастрофы 15 июля. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение требований в области транспортной безопасности». По мнению следователей, трагедия произошла из-за того, что работники подземки ненадлежащим образом произвели монтаж стрелочного механизма, примотав его обычной трехмиллиметровой проволокой.
Фигурантами дела сейчас являются четверо сотрудников ГУП «Московский метрополитен». Это замначальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексей Трофимов, директор по производству организации «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, мастер службы пути Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов. Именно последние, по данным следствия, и произвели монтаж ненадлежащим образом.
Однако, как сообщила в понедельник газета «Известия», в ближайшее время список фигурантов дела может пополниться. В их числе могут оказаться и бывший руководитель столичного метрополитена Иван Беседин, и его заместители. Следователи планируют пригласить их на допрос в качестве свидетелей.
«Именно руководитель метрополитена утверждает места, где должны быть установлены стрелки, а также ограничения скорости и движения на опасных участках подземки, — пояснил журналистам источник в следственных органах. — Так что приказ об установке злополучной стрелки и ограничении скорости движения утверждал Беседин».
Представителей следствия весьма интересует вопрос, зачем стрелку установили сейчас, на линии, ведущей в тупик: ведь новый участок Калининской линии пока находится в стадии строительства, по нему невозможно движение поездов. Также стало известно, что ограничение скорости в тоннеле, рядом с которым велись взрывные работы, действовало только один день.
Наконец, не только путевые обходчики и мастера должны были проверять качество ремонтных работ. Этим должны были заниматься и сотрудники ревизионного аппарата метро по безопасности движения. А этот аппарат подчиняется только главе метрополитена.
Есть, правда, вероятность, что вопросы, предназначающиеся Беседину, могут быть переадресованы его первому заместителю Александру Ершову: ведь именно он исполнял обязанности руководителя подземки на момент катастрофы. Сам Беседин находился в отпуске, и к месту трагедии, как и вообще в Москву, прибыл только на следующий день.
22 июля приказом мэра Москвы Сергея Собянина Беседин был отправлен в отставку. На его место назначен бывший начальник дирекции скоростного сообщения РЖД Дмитрий Пегов.