Крым неиссякаемый

Археологи, работающие на полуострове, удивляют новыми открытиями

В центре Керчи, прямо у Адмиралтейского проезда установлена большая загадочная конструкция. Круглая, упакованная в черный целлофан. Горожане заинтригованы: что же внутри? Как оказалось, это монумент статеру — золотой древнегреческой монете. Такие находят в земле керченского Боспора. Торжественное открытие монумента — в субботу, 29 июля.

Нынешним летом на аукционе в Швейцарии была продана самая дорогая монета мира — золотой статер, отчеканенный два тысячелетия назад в городе Пантикапее, столице могущественного Боспорского царства (сейчас это наша Керчь). Новый владелец отдал за монету 4,5 млн швейцарских франков — больше 5 млн долларов. Рекордная сумма указана на сайте аукционного дома Цюриха. Покупатель предпочел остаться анонимным. Почему так дорого? Обычно на античных деньгах Пантикапея чеканилась голова сатира, повернутая в профиль. Сейчас на аукцион выставили уникальный экземпляр, где сатир повернут на три четверти влево.

«Эта высочайшей редкости монета изготовлена мастером-гравером за 300 лет до нашей эры», — указали под лотом эксперты NumismaticaArsClassica, объясняя баснословную сумму сделки.

Вообще-то золотые монеты Боспорского царства стоят по-разному — от 3 тысяч до 10 млн рублей. Они не такая уж большая редкость на аукционах. Но нынешний экземпляр, проданный в Цюрихе, побил рекорд нумизматики, державшийся 10 лет. Зимой 2012 года на аукционе в Нью-Йорке древнегреческую монету, найденную под Керчью, продали за 3,8 млн долларов. На аверсе ее — бородатая голова сатира с взъерошенными волосами, с другой стороны символ Керчи — крылатый грифон с рогатой головой и поднятой правой лапой. В пасти грифон держит копье, сам стоит на колосе спелой пшеницы...

Организаторы утверждали, что статер с сатиром, отчеканенный в 350-300 годах до Рождества Христова, доставил аукционному дому Baldwin’s швейцарский Bank Leu Ltd. Подобных артефактов в мире насчитывается всего лишь несколько. Тем не менее в Сети появляются новые предложения.

Немного истории. Благодаря выгодному географическому положению Боспорское царство и соседний севастопольский Херсонес долго находились на пересечении мировых торговых путей. По сути, здесь середина пути между Европой, Средиземноморьем, Средней Азией и Китаем. Доходы были велики, и десять веков подряд тут существовала традиция класть золотые монеты чуть ли не в каждое захоронение свободного гражданина. Считалось, это плата Харону за перевозку через реку Стикс в подземное царство мертвых. Обилием золотых украшений славилось и Царство скифов, просуществовавшее на Крымском полуострове больше тысячи лет. Хотя многие их курганы давно ограблены, в земле еще остаются сокровища.

В 2013 году четыре ведущих крымских музея направили сначала в Бонн, а потом в Амстердам выставку «Крым — золотой остров в Черном море». Великолепная экспозиция из 2 тысяч предметов древнего искусства. Самый большой вклад в выездную коллекцию «золота скифов» сделал Керченский историко-культурный заповедник. После присоединения Крыма к России коллекция находилась в голландском Музее Алларда Пирсона. Окружной и апелляционный суды Амстердама постановили, что она принадлежит Украине и должна быть передана в Киев. Однако до сей поры уникальные экспонаты остаются в Нидерландах. И едва ли Запад отдаст «скифское золото».

Тем временем крымская земля продолжает одаривать российских археологов новыми находками. Прошлый сезон ознаменовался «кувшином из Мирмекия». Клад античных монет обнаружили участники экспедиции Государственного Эрмитажа: 30 золотых статеров подняли на раскопе у керченской окраины, в ходе исследования городища под названием Мирмекий. Монеты сложены в керамическую амфору, почти не поврежденную. Эксперты утверждают, что это самый большой клад золотых раннеэллинистических статеров Боспорского царства. Рядом находились крупные фрагменты античных писем на свинце, встречающихся исключительно редко. Все находки питерцы передали Восточно-Крымскому историко-культурному музею-заповеднику Керчи.

А неделю назад здесь был представлен еще один удивительный экспонат — голова скульптуры боспорского царя Фарнака II в образе могущественного Зевса. По историческим данным, Фарнак был сыном Митридата VI Евпатора и составил заговор против отца, пытаясь занять трон. Амбициозный властитель чеканил собственные монеты, сражался в битвах, в том числе с легионами Цезаря...

Автор находки — руководитель экспедиции Московского педагогического университета Николай Винокуров. Столичная группа исследует керченское городище Артезиан, последние раскопки позволяют сделать вывод, что это резиденция царей. Фрагмент величественной статуи из белого мрамора обнаружили на месте, где стоял храм Зевса Генарха. «Находка сама по себе уникальна. Впервые удалось найти артефакт такой хорошей сохранности и в понятном историко-археологическом контексте», — отмечается в сообщении Артезианской археологической экспедиции.

В том же Артезиане археологи открыли элементы древнего храмового комплекса грандиозных размеров. «Думаю, специалисты, которые занимаются архитектурой, будут очень удивлены. Удивителен и мрамор экстра-класса, такой попадается очень редко. Сейчас исследуем посвятительные надписи боспорским царям», — рассказал профессор Винокуров.

Характерная деталь. Данный участок, на котором найдены храмовые элементы, был расчищен еще в 1995 году. Но из-за постоянных набегов черных копателей его пришлось законсервировать, засыпав землей. Теперь работы возобновлены. Одновременно исследования идут в Севастополе. Единой командой работают сотрудники музея-заповедника «Херсонес Таврический», Эрмитажа, Института археологии Крыма РАН и НАО «Наследие Кубани». Поддержку масштабным археологическим работам оказывают Академия наук, Минобороны и московский фонд «Моя история». Недавно в южном пригороде Херсонеса они обнаружили небывалый для всей древней Ойкумены мавзолей, в котором захоронены члены знатной фамилии города-полиса.

«Наш объект — необычное сочетание погребального и общественного сооружения. Верхняя часть представляла собой беседку-экседру. Ее устанавливали на центральных улицах города. Нижняя часть — мавзолей или четырехкамерный склеп, причем в двух камерах находятся нетронутые саркофаги», — поясняет археолог Института истории материальной культуры Сергей Соловьев.

Как рассказала журналистам художник-реставратор Анастасия Панкова, найдены восемь свинцовых урн, в которых находились кремированные останки, бронзовая урна и четыре керамические. Золотые нагубники, серьги с гранатом, статуэтка древнеегипетского фаянса, римские сандалии-калиги, миски и кувшины. VI веком н. э. датированы светильники с изображением птиц, бога любви Эрота и даже христианской символикой.

P.S. Из Крыма в последнее время доносятся тревожные новости — атаки беспилотников, диверсии, транспортные проблемы: Но что наши тревоги на фоне вечности?