ВСТАВИЛ ПРОПЕЛЛЕР И - В НЕБО

Наш корреспондент летал на дельталете без страховки и остался жив

Чуть выпадет свободная минутка, я "взмываю в небеса". На экране монитора. Чувствую себя заматеревшим пилотом компьютерного аэроплана. И, надо же такому случиться, ну очень захотелось - в кресло реального летательного аппарата. Сколько можно летать за столом в домашних тапочках, хочется, чтобы ветер в лицо. Стал интересоваться авиацией, раньше этого не наблюдалось.
С парашютом-то спрыгнуть: сверху вниз - легко. Но тянет наоборот - взмыть навстречу солнцу. Однако обучение управлению самолетом стоит 2 тысячи долларов! На летающем парашюте "параплане" - 50 долларов в день. И тут знакомый сообщает, что полетал на мотодельтаплане, близ подмосковного поселка Чкаловский.
Рядом с Центральным аэродромом ВВС на поле, засеянном многолетними кормовыми травами, меня не ждали - никаких полетов не было. Стал расспрашивать местных жителей. Летчики, их жены и дети должны же знать друг друга. Но расспрашивать, тем не менее, пришлось долго.
Наконец указали дом и подъезд.
Уже два года в распоряжении Владимира Мукаева - здесь в Чкаловском - дельталеты. То есть двухместные дельтапланы, оборудованные трехколесным шасси и пропеллером, приводимым в движение бензиновым двигателем, работающим на автомобильном А-95. Конструкция способна поднять в воздух полтора центнера веса на высоту до 5 километров и лететь на расстоянии до 500 километров.
На другой день в условленное время я уже был у ворот его гаража, где вместо традиционных "Жигулей" стоят два дельталета. Они появились благодаря инженерным знаниям Владимира и его знакомствам в авиастроительных кругах. Гибкое крыло делали в одном месте, двигатель заказывали в другом, колеса выписали в третьем. Только они знают, где есть хороший специалист по изготовлению пропеллеров. Все это вместе собиралось уже здесь - в гараже.
Я рассчитывал, что мини-самолетики летают в основном на мини-высоте. А эти взлетели выше девятиэтажек. Но отказываться было уже неудобно. Я надел мотоциклетный шлем, уцепился руками за рамы. Воздушный мотоцикл попрыгал на кочках, взревел и, встав на дыбы, взмыл вверх. Основная мысль: "Лишь бы ничего не отвалилось!" Конечно, Владимир утверждает, что все детали сверхпрочные, двигатель с дублированным зажиганием, но вдруг.
Володя показал мне пальцем - там парил в небе другой дельталет с горящими фарами, управляемый Игорем. Временами наш аппарат словно бы зависал в воздухе на ветру. Приближаясь к земле в кромешной темноте, я представил себя едущим на машине. Дельталет, плавно опустился на земную твердь. Тряхнуло, мы подрулили к фургону, и Володя выключил двигатель.
Газ, тормоз, который используется только на земле, рулевая рама - есть умельцы, которые осваивают методику полета за три часа. Спасательное устройство может в случае чего раскрыть парашют на высоте не ниже 50 метров. Мы летали - без страховки, но в случае если дельталет получит массовое распространение, его, конечно, нужно комплектовать спасалками, как сейчас автомобили комплектуют ремнями безопасности и аптечками.
Группы энтузиастов - любителей сверхлегкой авиации существуют в Жуковском, Подольске, Серпухове. Всего в Подмосковье имеется около пятидесяти дельталетов. Во всей России - около тысячи.