В эти дни на Волге и Хопре вспоминают своего известного земляка. Сразу в двух волгоградских музеях проходят выставки работ Ильи Машкова и его современников, тех художников, кого Машков привлек в свое время в объединение "Бубновый валет", - Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька и других. Надо заметить, что местный музей изобразительных искусств располагает самой богатой коллекцией произведений художника среди провинциальных собраний. Здесь хранятся сто его работ.
Творческая жизнь Ильи Машкова сложилась непросто. Уже до революции его знают не только в России, но и в Европе как одного из основоположников русского авангарда. Он признанный мастер натюрморта и пейзажа. Но с годами слава Машкова тает. Эпоха социалистического строительства, по мнению тогдашних идеологов партии, требует иных жанров. Искусство должно быть понятно массам, должно звать на новые трудовые подвиги. Ведущим жанром становится тематическая картина. Художник искренне старается перестроиться, едет в Крым и пишет советские здравницы, где отдыхают трудящиеся. Едет в Закавказье и пишет индустриальные пейзажи, ударные стройки. И все же эти работы слабее его лучших картин предыдущих периодов. К примеру, директор Волгоградского музея изобразительных искусств Татьяна Додина полагает, что машковские натюрморты можно ставить рядом с классическими голландскими и они не проиграют им.
Творческому наследию земляка посвящена научно-практическая конференция "Художественная культура России - от авангарда до социалистического реализма". Для участия в ней в Волгоград приехали известные художники и музейные работники из Москвы, Петербурга, Астрахани...
Торжества пройдут и в Урюпинском районе области. В местном краеведческом музее открыта мемориальная экспозиция. В станице Михайловской - малой родине Машкова, откуда он уехал одиннадцатилетним мальчиком, но куда постоянно возвращался в течение всей жизни, открывается народный музей художника.