08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОПЛАТУ ЗА СВЕТ РАССЧИТАЕТ КОМПЬЮТЕР?

На днях жители центральных районов столицы обнаружили в почтовых ящиках новые квитанции Мосэнерго. Разобраться в кипе сложных таблиц оказалось непросто. А когда разобрались - многие ахнули. Оказывается, энергетики сами рассчитали ежемесячную плату на год вперед. И что самое неприятное - зачастую с солидным "перебором" в свою пользу.

Нововведение охватило пока только девять районов - Аэропорт, Замоскворечье, Даниловский, Павелецкий, Савеловский, Беговой, Хорошевский, Пресненский и Тверской. К Новому году рассчитываться за свет по-новому станет вся Москва, а с 1 октября этого года - и Московская область.
Схема оплаты выглядит так: отныне раз в год москвичам станут разносить 12 извещений на оплату электричества. В каждом из них уже проставлена сумма, которую вам придется выложить за месяц, - независимо от того, сколько электроэнергии вы сожжете на самом деле. Тринадцатая квитанция - контрольная. В конце года вы сверитесь со счетчиком и подведете баланс: переплатили вы или остались в должниках. В случае недоплаты - внесете недостающую сумму по тринадцатой квитанции.
Если же в роли должника окажутся энергетики, дело несколько усложнится. По указанным на бланке телефонам вы свяжитесь с оператором. После чего излишки будут либо автоматически зачислены в счет оплаты электричества на будущий год либо, по вашему письменному заявлению, переведены на указанный вами счет.
На первый взгляд логично. Однако на практике сразу возникли сложности. Многие москвичи, по привычке взглянув на счетчик, пришли в изумление: проставленное в бланках число киловатт оказалось явно завышенным. Попытки дозвониться до оператора ни к чему не привели: телефон был постоянно занят. Отчаявшись, люди начали звонить в редакцию.
Мы связались с пресс-секретарем Мосэнерго Михаилом Коротковым и попросили объяснить, что происходит. Зачем потребовалась новая система оплаты, если ничего, кроме проблем, потребителям она не дает? Комментарий энергетиков оказался неожиданным.
Оказывается, цифры в новых квитанциях взяты вовсе не с потолка. Компьютерщики Мосэнерго написали программу, которая автоматически рассчитала плату как среднее арифметическое по каждому месяцу за два предыдущих года. Отсюда и разночтения с реальным потреблением энергии: чтобы достаточно точно вычислить среднее значение, данных всего по двум месяцам - допустим, за январь 2000 и 2001 года - явно недостаточно. Не исключены и элементарные сбои в программе. Исправить положение, как уверяют в Мосэнерго, предельно просто: нужно опять же позвонить оператору и сказать, сколько, по-вашему, вы сожжете за такой-то месяц. Спорить с вами не станут, а просто внесут изменения в базу данных. Кстати, проблем со связью больше не будет: по обоим номерам операторов теперь установлен многоканальный телефон, способный принимать до 20 абонентов одновременно.
Вообще, плюсы и минусы новой системы оплаты вытекают, как можно понять, в основном из того, что она полностью компьютеризирована. Плюсов, считают энергетики, гораздо больше. Например, программа сможет каждые три месяца отслеживать хронических неплательщиков и автоматически направлять им уведомления об оплате. Однако, с точки зрения простых горожан, пройдет немало времени, прежде чем энергетики сумеют отладить огромную базу данных. Да и практической пользы, вопреки заверениям специалистов, на первых порах от нее будет немного. Хорошо, конечно, что неплательщикам каждые три месяца будут рассылать грозные предупреждения: "Платите, а то отключим свет!" Но как, спрашивается, его отключат? Если должник живет в многоквартирном доме, "вырубить" электричество можно разве что во всем подъезде разом. Представляете себе реакцию на такое "наведение порядка" у остальных жильцов? Потом, Мосэнерго клянется, что отныне за потребителями будет налажен более жесткий контроль: раз в год показания каждого счетчика сверят с тем, что написал плательщик в итоговой, тринадцатой квитанции. А раньше, дескать, проверяли выборочно. В первую очередь - счетчики тех граждан, у которых постоянно возникали проблемы со своевременной оплатой. Но что, спрашивается, мешало энергетикам наладить тотальный контроль раньше?
Поэтому наиболее вероятным представляется следующее объяснение: введение новой системы оплаты, подразумевающее масштабную закупку компьютеров и дорогостоящего программного обеспечения - удобный способ для Мосэнерго "освоить" выделенные деньги. Например, закупить технику в "нужных" фирмах, а потом, не исключено, погреть руки на "откате" - речь ведь наверняка идет о миллионах долларов. Версия, конечно, циничная. Но опыт показывает, что по-другому в России бизнес пока не делают. В конечном итоге, за приобщение к цивилизации - полную компьютеризацию Мосэнерго - заплатим, очевидно, мы с вами: переплатой по счетам, которую вернут лишь через год, потерянным временем и "сгоревшими" нервами в телефонных дебатах с операторами...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников