04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЛАДКАЯ ЖЕНЩИНА

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 28 Августа 2003г.
Можно было бы, конечно, и не указывать возраст всеми любимой звезды нашего театра и кино, но, согласитесь, дата настолько красивая и по-своему символичная, что мы решили не скрывать ее и, таким образом, зачислить Гундареву "в двойные пятерочницы-отличницы" - она это заслужила.

С тех пор как на театральном небосклоне появилась эта актриса, словно сошедшая с полотен фламандцев, все заметили в ней ту самую "сладкую", солнечную изюминку, которая заставляет мужчин волноваться, а женщин завидовать. Многие актрисы стремятся стать примами в театре, да не всем удается. В "Маяковке" о Гундаревой всегда говорили, что она "поцелована ангелом" и уже родилась актрисой. Но она вовремя поняла: талант надо развивать, подпитывать, постоянно предъявлять большой счет к себе.
Бывая на репетициях пьесы Островского "Банкрот", я поражалась, как она, будучи еще молодой актрисой, могла десятки раз повторять одну и ту же сцену, выкладываясь сполна, в то время как иные ее партнеры работали "вполноги". О Гундаревской Липочке заговорила Москва, на нее специально ходили, хотя в спектакле были заняты куда более известные мастера. Ценители понимали: появился редкой красоты алмаз, который в руках мастера засверкает ярким бриллиантом. Думаю, и Гундарева это понимала, поэтому, несмотря на все конфликты, не уходила от Андрея Александровича, а когда он стал сильно болеть и почти не появлялся в театре, всем на удивление, не приняла лестное предложение художественного руководителя чеховского МХАТа. Она только спросила у него: "А какую роль я буду играть и с кем из режиссеров работать?" Олег Табаков не смог ответить на этот вопрос - с тем и расстались. Гундареву не прельщало всего лишь числиться в списке избранных артистов, которых и по сей день коллекционирует Олег Павлович.
Будучи опытной актрисой, снявшись не в одном фильме, она знала: слава как приходит, так и уходит, и только в связке с сильным постановщиком можно создать нечто новое. Этому ее научил бывший муж, известный режиссер Леонид Хейфец и, безусловно, худрук "Маяковки", о котором острая на язычок Гундарева говорила искренне-уважительно: "Когда Гончарова нет в театре, мухи от тоски дохнут". Для актрисы всегда было важно, что она играет, в какой истории участвует, есть ли там судьба. Возьмите любые фильмы с ее участием, например, ту же "Сладкую женщину", где обольстительно-наивная мещаночка, вкусная, как шоколадка, неутомимо устраивает свою судьбу за счет других; или "Одиноким предоставляется общежитие", где ее героиня щедро пытается всех осчастливить - выдать замуж, женить... Буквально в каждой картине актриса проявляет такое глубокое знание жизни, будто сама прошла через все это. Правда, она никогда не мыкалась по общежитиям, зато долгие годы вместе с мамой жила в огромной коммунальной квартире, научившей ее многому, в том числе шить и вязать. Именно благодаря своей маме Гундарева в свое время сумела создать в фильме "Однажды двадцать лет спустя" удивительно цельный и теплый характер многодетной матери.
Мне всегда казалось, что, отдав себя полностью искусству, Гундарева пожертвовала другим - своими неродившимися детьми, поскольку материнство тоже заложено в ее природе: мягкой, отзывчивой, женственной и жертвенной. Мне кажется, всю свою любовь и заботу она переносила на тех мужчин, с которыми ее сводила судьба. Но об этом актриса не любит распространяться. Она всегда охраняла свою личную жизнь и редко подпускала к себе журналистов, как будто предчувствовала, какую вакханалию они устроят вокруг ее тяжелой болезни. Помню, однажды я спросила у Гундаревой: "Наташа, вас все в один голос называют сексапильной актрисой. Вас это греет?" Вы не представляете, как она возмутилась. "И вы туда же, - взорвалась актриса. - А еще считаетесь серьезным критиком! Нет такого слова в русском словаре, есть слово "любовь", и оно определяет взаимоотношения мужчины и женщины. Я не представляю, как можно без любви отдаваться мужчине, это удел падших женщин. Надеюсь, вы меня таковой не считаете?.." Тогда я изведала на себе бурный темперамент Гундаревой и поняла, почему Гончаров поручил ей роль леди Гамильтон.
Армен Джигарханян, который играл в этом спектакле генерала Нельсона, смеясь, рассказывал мне, что когда они репетировали, то он боялся, что Наташа в порыве ярости может и графином в него запустить, настолько она входила в образ. Их дружба продолжается и по сей день. Незадолго до инсульта, случившегося с актрисой на даче, я видела Гундареву в премьере "Города миллионеров", где играл ее любимый партнер. Наташа появилась в кремовом облегающем костюме с гладко зачесанными волосами и таким же гладким, без единой морщинки, лицом. Многие не сразу узнавали актрису и буквально впивались в лицо, пытаясь определить: неужели такой эффект достигнут благодаря пластической хирургии?.. Ну а после того как Гундарева в тяжелейшем состоянии была доставлена в больницу и ее муж, актер Михаил Филиппов, буквально ночевал там, многие судачили: вот, мол, до чего доводят все эти подтяжки... Те, кто говорил так, не знали главного: Гундарева не столько заботилась о том, какое впечатление производит на окружающих, сколько о своих несыгранных ролях, а в этом случае годы не являются богатством.
Недавно, общаясь с Игорем Костолевским, мы заговорили о том, как было бы замечательно, если бы Грушеньку в "Братьях Карамазовых" (премьера состоится в начале нового сезона) сыграла Гундарева. Сергей Арцибашев на это очень надеялся. И когда год назад принимал "Маяковку", то был у Наташи на дне рождения, и они долго разговаривали о планах театра, в которых, конечно же, внятно фигурировала первая прима коллектива. Но потом произошел повторный инсульт, и режиссеру пришлось выпускать спектакль с другой актрисой. Тем не менее труппа театра продолжает с нетерпением ожидать прихода своей любимицы. Без нее здесь явно чего-то не хватает: в первую очередь ее щедрого очарования и жизнелюбия, которыми всегда славилась Гундарева, так умеющая вести зрительный зал за собой.
Она никогда не любила, чтобы ее жалели. Поэтому в день ее рождения не будем употреблять сострадательные эпитеты, так как ее талант - искра Божья продолжает в ней жить. А это значит, у Натальи Гундаревой есть будущее и есть ее верные зрители, которые молятся за нее и верят, надеются, что увидят свою любимую актрису на сцене и в кино.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников