"КОЛУМБИЯ" БЫЛА ОБРЕЧЕНА

Сразу после старта космического челнока "Колумбия" в феврале нынешнего года с флоридского мыса Канаверал стало известно, что оторвавшийся от внешних топливных баков кусок пеноизоляции ударил по его левому крылу.

Но от этого попросту отмахнулись, хотя некоторые инженеры НАСА - Национального аэрокосмического агентства - настаивали на аварийной посадке сразу же, до выхода на орбиту.
Вспомнили об этом ЧП, только когда "Колумбия", возвращаясь на Землю, начала разваливаться при входе в плотные слои атмосферы. Разумеется, у семи членов экипажа в таких условиях не было ни малейшего шанса уцелеть. Обо всем этом говорится в только что обнародованном докладе специальной комиссии по расследованию обстоятельств и причин гибели "Колумбии".
НАСА уже дважды пережила катастрофы такого рода - в 1967 году "Аполлон-1" взорвался на пусковой площадке, а в 1986 году "Челленджер" - на взлете. И в докладе подчеркивается, что третья трагедия произошла потому, что руководители агентства не учли уроки прошлого. А не учли потому, что, как считают члены комиссии, в нем создалась атмосфера самодовольства и определенного рода высокомерия: мы располагаем всей нужной информацией, и нам не нужны советы.
Расследование неопровержимо установило при симуляции аналогичных ЧП в лаборатории НАСА, что пеноизоляция способна пробивать дыру в крыле, как и произошло с "Колумбией". Но больная проблема просто игнорировалась теми, кто должен был бы первым забить тревогу. И вот результат: когда "Колумбия" пошла на посадку, в дыру на крыле попали разогретые до сверхвысоких температур газы, и оно развалилось.
Люди, знающие настроения в политических кругах, ожидают, что предстоят серьезные организационные выводы, в результате которых полетят административные головы.