ШУМ И ЯРОСТЬ

Выступление Патти Смит в 2004-м сопровождалось чуть ли не штурмом дверей, а просочившиеся

Выступление Патти Смит в 2004-м сопровождалось чуть ли не штурмом дверей, а просочившиеся внутрь счастливчики едва не падали с лестничных пролетов в очереди за дорогущими билетами. В тысячном зале эта артистка вместе с группой умудрилась произвести эффект, сравнимый с концертом "Роллинг Стоунз". И вот она приезжает снова.
В основе ее музыки - яростный шестидесятнический гитарный ритм-энд-блюз, несущийся вперед в реактивной эйфории или воющий по-вольчи в грустных балладах. Опоздавшая родиться к "Вудстоку" 1969-го, она в дискотечные 70-е стала тем самым ретроградом, который не только текстами, но и строем звука взывал к идеалам минувшего ревущего десятилетия.
Она упорная - поет, играет и смотрит в зал так, как будто ничего не изменилось и никогда не менялось, как будто у ее музыки есть некое абсолютное, никак не зависящее от эпохи измерение. Ей не сидится на месте - она фотографирует, организует музыкальные фестивали и театральные проекты. Ее концерт в любой момент может ненадолго сорваться в прочувствованную проповедь о проблемах сохранения человеческого достоинства в эпоху глобализации, и для нее, кажется, нет разницы - выражать себя словом или музыкой: и то и другое у нее одинаково заряжено электричеством.
И не так уж важно, к какой эпохе принадлежит Патти. Пока она выступает, выпускает альбомы (в последнем из них она перепевает до неузнаваемости классиков 60-х - от Джимми Хендрикса до Jefferson Airplane), она сама и есть эпоха, в которой нам выпало жить.