Президент и другие неофициальные лица

Под занавес фестиваля «Край света» в Южно-Сахалинске зрителям преподнесли самые громкие премьеры: «Стоп!» Ким Ки Дука и «Президент» Мохсена Махмальбафа

Сахалинский международный кинофестиваль «Край света» близится к финалу. В рамках масштабного киносмотра было показано более сотни новых фильмов. Под занавес устроители приберегли две самые громкие премьеры: «Стоп!» в постановке знаменитого южнокорейского режиссера Ким Ки Дука и «Президент» в режиссуре классика иранского кино Мохсена Махмальбафа.

Фильм «Стоп!» вошел в конкурсную программу, состоящую из девяти отборных лент мирового кино, многие из которых уже увенчаны призами международных фестивалей. Новая работа Ким Ки Дука тоже побывала на МКФ в Карловых Варах, но вопреки ожиданиям успеха там не стяжала. «Это недоразумение, — думалось многим, — ведь Ким Ки Дук плохо снимать не может». Оказалось, может.

Его фильм посвящен трагедии Фукусимы. Герои, молодая чета, живут в 5 километрах от злосчастного места. Они стали свидетелями взрыва на атомной станции, после чего их спешно эвакуировали в Токио. На беду героиня оказалась беременной и теперь панически боится рожать. Она твердит об аборте, муж же хочет ребенка и настаивает, что опасности нет. Чтобы убедить ее в этом, герой раз за разом проникает в опасную зону (не встречая почему-то никаких препятствий) и снимает на фото мирно разгуливающую по лесам и лугам живность. Жена противится его воя-жам и доводам. Тогда он связывает ей руки и ноги, заклеивает рот скотчем и в очередной раз отправляется в район Фукусима, где ему неожиданно предстоит принять роды у местной безумной женщины, отказавшейся от эвакуации. Вместо ребенка незнакомка производит на свет мертвого уродца. Потрясенный, главный герой возвращается в Токио, чтобы дать согласие жене на аборт. Но именно теперь она почему-то стоически отказывается и возвращается в зараженную зону, чтобы сполна испить чашу страданий и родить ребенка там, где зачала его. А муж, видя виной всему мегаполисы с их огромным потреблением электричества, принимается выводить из строя линии электропередачи. В финале Токио погружается в темноту...

Понятно, что Ким Ки Дук хотел предостеречь человечество от опасностей, исходящих от атомной энергетики. Но в итоге фильм оказался плоской экоагиткой с полным отсутствием сюжетной логики и житейской достоверности. Новая работа классика стала самой провальной и в его собственной судьбе, и в конкурсной программе сахалинского киносмотра. Жаль.

Куда более впечатляющим оказался результат другого классика — иранского режиссера Мохсена Махмальбафа, возглавившего жюри сахалинского кинофорума. Его новый фильм «Президент» был показан на фестивале вне конкурса. Снят он был в Грузии. Спасаясь от цензуры, Махмальбаф давно уехал из Ирана и теперь снимает по всему миру — в Таджикистане, Индии, Франции, Англии. Новый фильм рассказывает о беглом президенте-диктаторе неназванной страны, свергнутом оппозицией. Преданный охраной и даже личным шофером, он переодевается в отрепья и вместе с пятилетним внуком пускается в странствие по сирой, разоренной им же родине...

Мохсен Махмальбаф не только представил публике свой новый фильм «Президент», но и дал мастер-класс для молодых кинематографистов

В облике и характере героя есть отголоски судеб многих свергнутых самодержцев: от Николая II до Гамсахурдия, Маркоса, Мубарака, Каддафи, Януковича... Но, начавшись как актуальный политический триллер, фильм выруливает в пространство высокой притчи. Сиюминутные политические реалии уступают место библейской символике, серьезным размышлениям автора о народе и революции, о монаршей власти и демократии, о возмездии и умении прощать. Пройдя в юности путь радикала-революционера и даже отсидев пять лет в тюрьме за покушение на полицейского, Махмальбаф стал с годами убежденным противником революционного насилия.

«В юности я хотел стать иранским Че Геварой, — говорит режиссер. — Когда после Исламской революции меня выпустили из тюрьмы, многие из тех, с кем я сидел, стали крупными фигурами, заняли государственные посты. И что дальше? Мы думали, что стоит свергнуть режим шаха, и все сразу пойдет по-другому. Но ничего не изменилось. И я понял, что недостаточно желания быть Че Геварой, который, останься он в живых, стал бы таким же диктатором. Нужна культура общества, и я решил служить ей своими работами».

Фильм «Президент», уже показанный в десятках стран, увенчанный главным призом Чикагского МКФ, ставший сенсацией сахалинского кинофорума, в полной мере служит этой благородной задаче.