В таблице Менделеева водород и золото располагаются на разных концах (1¬й и 79¬й номера). В истории то же самое: золото ценилось тысячелетиями, водород же открыли только 250 лет назад. Но крайности сходятся, причем не где-нибудь, а на Колыме: люди пришли сюда за золотом, а вот добывать будут, похоже, водород. Считается, что это топливо будущего, которое через 20 лет придет на смену бензину.

В Магаданской области действует одна из пяти изолированных энергосистем Дальнего Востока. Регион более чем на 90% обеспечивается электроэнергией Колымской ГЭС, мощность которой составляет 900 МВт. Эта станция, построенная в условиях вечной мерзлоты, имеет самую высокую в России грунтовую плотину, а также является самой мощной в стране гидроэлектростанцией с подземным расположением машинного зала. Еще в советские годы было начато строительство второй в каскаде – Усть-Среднеканской ГЭС, мощность которой составит 310,5 МВт. Первый пусковой комплекс, состоящий из двух гидроагрегатов мощностью 168 МВт, был введен в эксплуатацию в 2013 году. Ввести еще один гидроагрегат «РусГидро» планирует к 2018 году. Этот энергообъект уже сейчас значительно повысил энергобезопасность региона: в Магаданской области появился резервный высокоманевренный источник генерации, что самым положительным образом сказалось на надежности электроснабжения.

Вопрос, как всегда на Дальнем Востоке, с потребителями. Ранее предполагалось, что основная часть выработки Усть-Среднеканской ГЭС будет востребована золодобывающими предприятиями Колымы – новыми ГОКами и рудниками. Но перспективы этой отрасли оказались туманными. Бросить же стройку, практически завершенную, «РусГидро» уже не могла. В этих условиях госхолдингу пришлось задуматься о поиске для этого каскада ГЭС другого крупного потребителя. И в июне 2013 года «РусГидро» и «РАО ЭС Востока» подписали соглашение с японской компанией Kawasaki о реализации проекта строительства в Магаданской области производственного комплекса по сжижению водорода. По соглашению о сотрудничестве российская сторона станет генератором электрической энергии, необходимой для функционирования комплекса, а Kawasaki – поставщиком технологий в сфере производства, хранения и транспортировки жидкого водорода.

Реализация проекта планируется в два этапа. Пилотный комплекс мощностью 11,3 тонны в сутки может быть введен в эксплуатацию в 2019 году, что потребует 41,5 МВт мощности. А при полном запуске ориентировочно в 2026 году мощность завода составит уже 200 тонн в сутки, что потребует до 510 МВт электрической мощности из энергосистемы Магаданской области (и полностью загрузит Усть¬Среднеканскую ГЭС). Предварительное ТЭО проекта было разработано в 2014 году, сейчас завершается его утверждение. По результатам будет принято решение о целесообразности реализации проекта.

Дело в том, что судьба проекта зависит от роста мирового спроса на сжигание водорода в качестве экологически чистого топлива. Прогнозируется, что к 2025 году потребность в водороде для автомобилей в Японии превысит 200 тысяч тонн в год. Но сейчас конечного потребителя в промышленных масштабах у этого топлива нет. К тому же еще предстоит разработать технологии хранения и транспортировки водорода. Для его перевозки в сжиженном состоянии необходима температура –240 градусов по Цельсию (для сравнения: для перевозки сжиженного газа используется температура –160 градусов). «Это совсем близко к абсолютному нулю. Требуется большой технологический скачок, хотя он и не является каким¬то запредельным. Kawasaki является признанным лидером в поставке судов для таких перевозок. Кроме того, компания активно работает и над энергетическими установками, способными утилизировать водород в большой энергетике», – отмечает генеральный директор «РАО ЭС Востока» Сергей Толстогузов.

Штрихи

200 000 тонн в год – прогнозируемая потребность в водороде для автомобилей в Японии к 2025 году.