ПОЧЕМУ ВЗБУНТОВАЛИСЬ КОНТРАКТНИКИ

На беспрецедентную акцию решились воины-контрактники, служившие в Чечне. После 46-дневного пикета у штаба Северо-Кавказского военного округа они на прошлой неделе блокировали вход в штаб, не пуская офицеров к своим рабочим местам. Только после этого они были услышаны. Ситуация, о которой уже не раз писал "Труд", обнажила многие проблемы.

Взбунтовались контрактники - такого в России еще не было. Как не было, впрочем, и самого понятия -"военнослужащий по контракту".
Боевые задачи у добровольцев были разные. В том числе - охрана и сопровождение колонн, отправляемых в Дагестан, Осетию и Ингушетию, дежурство на блокпостах. Служа близ Шали, они поначалу не интересовались, будут ли выплачиваться деньги. Но к концу второго месяца выяснилось, что не только "паевых", но и минимальной части положенного заработка нет, ожидать не следует, и в рядах воинской части 23132 началось брожение. 13 июля, после трех месяцев службы, им наконец выдали "аванс" - по 600 рублей каждому: ожидался приезд московской комиссии. После ее отъезда ребятам дали понять, что и в августе ждать нечего. Из 70-го полка контрактники стали увольняться сотнями.
Все рапорты, где в качестве причины стояло "по семейным обстоятельствам" или - "невыполнение Министерством обороны условий контракта" - были возвращены. Командиры объявили, что все, кто не заменит формулировку на "несоблюдение контракта с моей стороны", увольнения в ближайшие месяцы не получит. Зато прелести гауптвахты испытает в полном объеме. Многие переписали свои бумаги. А несогласные обнаружили вскоре, что "нужная" формулировка была вписана в рапорт неизвестной рукой.
Поняв, что в родной части правды не добьешься, контрактники протестующим десантом высадились на зеленой лужайке прямо под окнами штаба Северо-Кавказского военного округа. Привыкшие к тяготам окопной жизни, они не испугались ни дождей, ни холодных ночей. Здесь и спали, питаясь в основном водой и хлебом, на который едва хватало тех скудных средств, что выдали при увольнении.
В ситуацию кардинальным образом вмешался Виктор Казанцев, полномочный представитель президента в Южном федеральном округе. В течение четырех дней, включая выходные, по его настоянию до позднего вечера трудились офицеры штаба. Они встречались с каждым из протестующих, запрашивали необходимые сведения, справки, документы. Казанцев предусмотрел все - вплоть до обеспечения контрактников нормальным ночлегом в палатках и горячим питанием.
В ходе рассмотрения документов выявились беспрецедентные по своему цинизму подробности. Одному из контрактников командир прямо в военном билете, где нельзя делать подобные записи, написал, что он склонен к употреблению алкоголя. Хотя свидетели утверждают, что это не так. Другого, Александра Лащенова, военные начальники поспешили зачислить в число погибших. А когда после тяжелого ранения вернулся в часть, его сначала посадили на гауптвахту, где он едва не отдал концы, а затем уволили задним числом, сделав вид, что ранения не было вовсе. Выходное пособие парень получил - аж 23 рубля!
Первые четыре дня разбирательств привели к тому, что 35 бойцов-контрактников из комендантских рот в минувший понедельник, 25 сентября, как и обещал Казанцев, разъехались по домам. Им были выплачены "паевые" за два месяца - май и июнь. На остальные пару месяцев было выдано гарантийное обязательство весьма странного содержания. В нем не указаны конкретные сроки выплаты и не обозначена сумма - сколько контрактнику остались должны. Поэтому сапер Андрей Галичин, радист Андрей Бубнов и другие не согласились быть обманутыми дважды. Они остались, чтобы искать правды теперь уже в суде.
Между тем похоже, что командование штаба СКВО считает проблему решенной. Предоставленные было для ночлега палатки свернуты, питание отменено. Трое рядовых - Ищенко, Морозов и Мерзляков - добились протеста военного прокурора относительно статьи увольнения. Еще почти 40 заявлений находятся на рассмотрении в прокуратуре.