ДЫХАНИЕ ИСТОРИИ САМОЙ...

На пороге Третьего тысячелетия, как уже известно читателям "Труда", положено начало изданию 25-томной "Православной энциклопедии" под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Впервые издается многотомный научно-справочный труд, охватывающий всю двухтысячелетнюю историю христианства, отличающийся большим многообразием тем, сюжетов, терминов, понятий и исторических персонажей. К написанию статей привлечены выдающиеся ученые - историки, богословы, филологи, археологи, этнографы. Сегодня "Труд" предлагает вниманию читателей краткий аналитический обзор вышедшего первого тома "Православной энциклопедии". Для нашей газеты эту статью подготовил известный российский историк В. Федоров.

Прежде чем говорить непосредственно о томе N 1 "Православной энциклопедии", позволю себе высказать несколько общих соображений о характере всего издания. Его авторский коллектив поставил перед собой две задачи: "1) дать всеобъемлющую информацию по двухтысячелетней истории и современному состоянию Вселенского Православия; 2) ознакомить читателя с другими христианскими конфессиями, нехристианскими религиями, а также с явлениями науки, культуры, философии, искусства, политики, так или иначе связанными с религией". Особое внимание энциклопедия уделяет церковной жизни в ХХ в., сведения о которой практически отсутствуют в справочной литературе.
Вышедший энциклопедический том (А. - Алексий Студит) открывается проникновенным словом-напутствием Предстоятеля Русской православной церкви Алексия II: "Православие на пороге Третьего тысячелетия". В нем говорится: "Сегодня мы находимся на пороге века, который обещает быть весьма нелегким, ибо ставит перед Церковью новые задачи, подвигая нас на качественное обновление ее свидетельства и служения. Рубеж тысячелетий заставляет людей задуматься о судьбах своих народов, о смысле истории, о месте человека и различных человеческих сообществ... Церковь не останется равнодушной к происходящим в обществе процессам. Всегда пребывая со своим народом, она тем более не может покинуть его в это сложное, лукавое время".
В статьях издания широко освещаются сюжеты Ветхого и Нового Заветов, наследие отцов Церкви, традиции православного богослужения, основные богословские дисциплины, вопросы религиозной философии, церковного права. Наиболее подробно раскрывается история Русской православной церкви со времени Крещения Руси до наших дней: церковное управление, церковный приход и приходское духовенство, монастыри и монашество, миссионерская деятельность, взаимоотношения Церкви и государства в разные периоды.
Что касается последней проблематики, то многие связанные с нею материалы отличаются, несмотря на строгий стиль изложения, внутренним драматизмом и эмоциональностью. Я имею в виду статьи о новомучениках и исповедниках российских ХХ века, причисленных в 2000 году нашей Церковью к лику святых. В этом томе "ПЭ" только с именем Александр таких подвижников веры приведено около шестидесяти, в том числе пермские священники Александр Малиновский (был задушен красноармейцами епитрахилью), Александр Осетров (изрублен и застрелен богоборцами), Александр Посохин (утоплен врагами Церкви в проруби на Каме) и другие.
В свете этих публикаций с особым чувством воспринимаются статьи, посвященные нынешнему возрождению церковной жизни, которое убеждает: жертвы, понесенные Церковью, были не напрасны. Публикации этого плана рассказывают, в частности, о развитии духовного образования в России. Так, в статье "Академии духовные православные в России" говорится, что сейчас в Русской православной церкви имеется пять духовных академий - Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Минская и Молдавская, нынче все они находятся в стадии реорганизации учебного процесса, проводимой по решению Архиерейского Собора 1994 года. Теперь академический курс обучения разделяется на две ступени: трехгодичную первую, после окончания которой в случае успешной защиты кандидатской диссертации выпускнику присваивается степень кандидата богословия и он получает право преподавания в духовной семинарии, и двухгодичную вторую (аспирантуру), после окончания которой в случае успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается степень магистра богословия, и он получает право преподавания в духовной академии.
Представляется естественным, что в томе N 1 "ПЭ" широко представлены высшие светские научные учреждения нашей страны, которые в последние годы, что называется, лицом повернулись к решению духовных проблем российского общества. Например, в статье "Академия Наук" говорится, что она вместе с Московской патриархией и правительством Москвы стала соучредителем премии имени митрополита Макария (Булгакова), присуждаемой каждые два года за лучшие научные работы на темы истории Православной Церкви, России и Москвы. В этой же статье указывается, что в составе Института российской истории РАН образован Центр по изучению религий, первенствующее место в работах которого занимают проблемы истории Русской православной церкви. В статье "Академия художеств" особо отмечается, что в настоящее время в рамках академической программы в разных отделениях активизировалось выполнение заданий, связанных с православной тематикой и церковными заказами. В 1997 г. Академия художеств выиграла конкурс на воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.
Хотя главное место в томе отведено материалам, посвященным Вселенскому Православию и Русской православной церкви, авторы издания серьезное внимание уделили освещению древневосточных, современных восточных, римско-католической и протестантской церквей, различных нехристианских конфессий. Специальные статьи посвящены выдающимся политическим, общественным, церковным деятелям и ученым, известным своими богословскими трудами, работами по истории религии и Церкви. Все эти материалы лишний раз говорят о том, что нынешнее издание значительно превосходит предшествующие богословские энциклопедии и словари как по разнообразию проблематики, так и по новизне содержащейся в статьях информации.
Несомненный интерес вызовут у читателя помещенные в конце тома две большие статьи о выдающихся Предстоятелях Русской православной церкви Патриархе Алексии I (1877 - 1970) и ныне здравствующем Патриархе Алексии II. В статьях подробно изложены не только их биографии, но и внутрицерковная жизнь во время их первосвятительского служения, показаны их личные заслуги в возрождении Русской Церкви - восстановлении храмов, монастырей, духовных учебных заведений, расширении межправославных и межконфессиональных связей, в миротворческой деятельности Церкви.
В статьях дана объективная оценка церковно-государственных отношений в послевоенный период российской истории. Отмечено, что хотя после восстановления патриаршества в 1943 г. прямые репрессии против Церкви прекратились, однако она еще долго ощущала их последствия. Особенно тяжелыми были 1958-1964 гг., когда вновь стали закрываться храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Лишь в последнее десятилетие, когда Русская православная церковь получила настоящую свободу, началось ее новое возрождение, о чем подробно повествуется в статье "Алексий II".
В этой публикации приведены такие показатели: "В 1989 - 2000 гг. число епархий РПЦ выросло с 67 до 130, количество монастырей - с 21 до 545, число приходов увеличилось почти в три раза и приблизилось к 20 тыс., существенным образом изменилось и число священнослужителей - с 6893 до 19417... В 2000 РПЦ насчитывала до 80 млн. чел.". В статье приводятся заявления Патриарха Алексия II, в которых изложена четкая и ясная позиция Русской православной церкви по политическим, конфессиональным и межконфессиональным вопросам, дан глубокий и реалистичный анализ всех сторон современной деятельности Церкви, состояния епархиальной и приходской жизни. Подчеркнуто, что Его Святейшество особое значение придает роли приходского духовенства, от которого как непосредственно связанного с паствой во многом зависит укрепление Православия в стране. Патриарх постоянно обращается к вопросам пастырского служения и нравственного облика священнослужителя. По определению Первосвятителя "сегодня от пастыря требуется, помимо высокой нравственности, безусловной честности и истинной православной духовности, еще и способность говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующим современная действительность". При этом "круг деятельности пастыря не должен ограничиваться только стенами храма". Каждая статья тома снабжена подробной библиографией на языке оригинала. Фолиант богато иллюстрирован. Высокий технический уровень печати позволил дать в хорошем исполнении и цветные иллюстрации.
В заключение хочется подчеркнуть, что "Православная энциклопедия", создаваемая талантливым коллективом специалистов и рассчитанная на широкий круг читателей, несомненно, является событием крупного научного, культурного и духовного значения.