Главная Жизнь 01:01 28 Сентября 2001 144
А ТРОЛЛЕЙБУС - ЛУЧШЕ!
"Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный..." Эти строки из песни Б. Окуджавы я часто вспоминаю, когда вижу проезжающий мимо троллейбус. Отчасти и благодаря барду у многих из нас возникло, можно сказать, романтическое отношение к этом
Шевцов Никита

Не знаю почему, но та же романтика передается и при посещении завода, где делают троллейбусы. Я имею в виду расположенное на левом берегу Волги в городе Энгельсе, что напротив Саратова, ОАО "Троллейбусный завод", или "Тролза", которое является крупнейшим российским предприятием, выпускающим троллейбусы.
По масштабам производства "Тролза" не имеет себе равных в мире. Судите сами: если за пятьдесят лет своего существования завод выпустил 65 тысяч троллейбусов, то во всем мире за этот же период их было произведено 80 тысяч. Заводские мощности рассчитаны на ежегодный выпуск более 2,5 тысячи троллейбусов. Здесь накоплен опыт по выпуску двадцати девяти модификаций троллейбусов.
Сегодня "Тролза" отмечает свой полувековой юбилей. Но теперь уже немногие помнят, как сюда, в Энгельс, 23 августа 1941 года прибыл первый эшелон с оборудованием. В этот приволжский город был эвакуирован Брянский машиностроительный завод. Станки сгружались и устанавливались прямо под открытым небом. Рабочие сразу, не дожидаясь возведения заводских корпусов, приступили к изготовлению военной продукции, прежде всего артиллерийских снарядов. Ну а затем, по мере того, как строились цехи, началась работа по восстановлению и выпуску подвижного состава железнодорожного транспорта.
После войны на заводе приступили к изготовлению платформ, полувагонов и думпкаров. Но вот в начале пятидесятых годов появилось правительственное постановление, в соответствии с которым предприятие в Энгельсе было переоборудовано в первый в стране троллейбусный завод. В 1951 году здесь был выпущен троллейбус "МТБ-82", с которым у нас ассоциируется Москва и другие города Советского Союза 50-х - начала 60-х годов. Сколько фильмов было снято, герои которых становились пассажирами этого троллейбуса! Сколько книжек, в том числе и детских, было выпущено с его изображением...
Более десяти лет выпускал завод в Энгельсе троллейбус этой марки. Потом на смену ей пришли другие. И все они пользовались большой популярностью. С 1968 года троллейбусы из Энгельса стали экспортироваться в другие страны. Их можно было увидеть в городах Югославии, Венгрии, Польши, Монголии, Греции и т.д. Всего волжское предприятие поставило за рубеж свыше двух тысяч машин. Ну а у нас, в России, их можно увидеть в 87 городах. Троллейбус превратился в один из наиболее эффективных в эксплуатации и экологически чистых видов городского транспорта.
В нынешнем году на заводе начинается реконструкция без остановки производства. Предприятие переходит на новые технологии сборки машин с асинхронным тяговым приводом, отвечающим самым строгим современным требованиям. При этом разработка новейших технологий ведется специалистами завода совместно с конструкторскими бюро смежных электротехнических предприятий.
Творческий поиск приводит к конкретным результатам. Удачной новинкой завода стал созданный в 1999 году троллейбус "Тролза-5275", который получил среди специалистов прозвище "крепыш". У этой машины совершенно новый дизайн. Ее основание - рама - выполнена из низколегированной высокопрочной стали. Все три двери троллейбуса - широкие, двустворчатые. Изделие это включило в себя все лучшее, что было освоено при выпуске предыдущих моделей.
В прошлом году завод создал другую марку троллейбуса "Тролза-5264-02" - "Слобода". Это двухосный 12-метровый троллейбус, имеющий асинхронный тяговый привод с микропроцессорным управлением. У него широкая передняя дверь, позволяющая обеспечить отдельный выход водителю из кабины. Экономично размещено крышевое оборудование, находящееся поверх крыши, а не в салоне машины.
На заводе "Тролза" бережно сохраняются трудовые традиции, свидетельством чего является существование нескольких рабочих династий. Более 70 процентов тружеников работают на заводе свыше 15 лет, а 25 - 30 процентов коллектива - это люди, имеющие более чем двадцатилетний трудовой стаж. Отцы и деды многих рабочих и инженеров пришли на завод, когда здесь только готовились к выпуску первых троллейбусов. Все это не просто цифры - они свидетельствуют о верности трудового коллектива своему предприятию, о том, что людям нравится работать здесь.
Казалось бы, жить да радоваться коллективу "Тролзы". Но даже это предприятие, представляющее собой крупный единый машиностроительный комплекс, оказалось под воздействием кризисных явлений, охвативших в 90-е годы экономику нашей страны. Особенно нелегко пришлось заводу после того, как был резко сокращен государственный заказ. И одно время даже возникли опасения, что завод постигнет участь тех предприятий, которые не выдержали испытания кризисом, не сумели расплатиться с долгами, обанкротились либо оказались раздробленными.
Но завод сумел выжить, причем в условиях отсутствия госзаказа. Его специалисты стали углубленно изучать рынок, установили прямые контакты с троллейбусными управлениями, сумели привлечь к сотрудничеству коммерческие банки. Пришлось пересмотреть былую практику продажи троллейбусов - они стали продаваться в кредит, в лизинг, с рассрочкой. Все эти, а также другие предпринятые меры позволили предприятию сохранить в сложных экономических условиях свои позиции, возобновить экспорт. Только в нынешнем году примерно 10-12 процентов всех выпущенных троллейбусов были поставлены в страны ближнего и дальнего зарубежья. Машины экспортировались в Киргизию, Таджикистан, Югославию, Болгарию. Ведутся переговоры о возможных поставках в некоторые страны Латинской Америки. С продукцией завода ознакомилась делегация мэров 15 городов Китая, члены которой заинтересовались выпускаемыми изделиями. Так что не исключено, что троллейбусы из Энгельса появятся и в городах Поднебесной.
Все это свидетельствует о том, что дела на предприятии нормализуются. В этом убедились и специалисты одной из зарубежных аудиторских фирм, изучавших ситуацию на заводе, они констатировали, что на предприятии сохраняется железная трудовая дисциплина, что оно проводит продуманную кредитную политику. Действительно, завод в Энгельсе считается надежным заемщиком, который своевременно выплачивает предоставляемые кредиты и проценты по ним. И все это происходит практически без поддержки государства, которое, кстати, владеет 28 процентами акций ОАО "Троллейбусный завод". Предприятие не раз посещали высокопоставленные чиновники, но их обещания так и остались обещаниями. Заводу, его акционерам самим пришлось выходить из создавшейся сложной финансовой ситуации.
Словом, дела идут неплохо, но остается еще и немало нерешенных проблем. Не секрет, что общественный транспорт в России сейчас в экстремально-кризисном состоянии. Объемы закупок всех его видов уменьшились в субъектах РФ в несколько раз. Существенно снизилась доля городского электротранспорта, особенно троллейбусов, что ухудшает экологическую обстановку в городах. Именно на это указывается в исследовании "Реформирование общественного пассажирского транспорта". Авторы констатируют, что по сравнению с 1990 годом среднегодовые закупки троллейбусов снизились в 4-5 раз и составляют только 10 процентов от существующих потребностей. Более 40 процентов парка этих машин давно превысили нормативный срок эксплуатации. Следствие - постоянные сбои в работе предприятий и организаций, в том числе объектов, обеспечивающих безопасность и надежность жизнедеятельности регионов России. В создавшихся условиях первоочередными задачами в российских городах являются разработка и реализация программы государственной поддержки городского электротранспорта.
Считается, что городской общественный транспорт является убыточным. Однако на заводе в Энгельсе с такой точкой зрения не согласны. Здесь убеждены, что общественный транспорт вполне рентабелен, но для этого транспортникам надо платить за реально выполненную работу. По мнению руководства завода, состояние и развитие общественного транспорта, обновление подвижного состава должно зависеть не от государственных дотаций, а от четкой организации оплаты услуг городского транспорта. Ведь подсчитано, что из ста пассажиров, пользующихся услугами автобусов, трамваев, троллейбусов и метро, платит только примерно половина. Если исключить "зайцев"-безбилетников, то выясняется: примерно сорок процентов пассажиров вообще не платят за проезд, потому что являются льготниками. И никакие государственные дотации не могут восполнить те убытки, которые несут транспортники из-за огромной армии льготников. Почему бы в каждом из крупных городов, где ходят троллейбусы, например, военные организации не покупали бы проездные билеты у транспортников, а затем распределяли бы их среди военнослужащих? От этого выиграли бы и транспортники, и пассажиры из числа военных, которые меньше простаивали бы на остановках и ожидании троллейбусов.
Все мы привыкли к троллейбусам, считая их одним из самых удобных видов городского транспорта. И очень хочется, чтобы "синий троллейбус" по-прежнему дарил нам радость, не вызывая ни огорчений, ни разочарований.

Жизнь 00:10 / 07 Марта 2024 4835
Псы тоже летают

В тестовом режиме запущена новая услуга - перевозка питомцев на соседнем пассажирском кресле

Евгений Смирнов
Труд

А помните, как «Аэрофлот» обвиняли в бездушном отношении к путешествующим животным? Критика имела последствия. Как сообщила пресс-служба компании, по итогам прошедшего года на треть увеличилось количество...

Жизнь 00:17 / 07 Марта 2024 4429
Жертвы, музы и творцы

Полемические заметки в канун дня 8 Марта

Елена Широян, искусствовед
Труд
Знаменитая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» вполне годится, чтобы порассуждать о роли женщины в обществе. И не только советском

На пороге праздника, давно ставшего днем любви, красоты и прочих приятных вещей, вертится в голове фраза: «Детям — мороженое, бабе — цветы. Смотри не перепутай!» Думаю, вы узнали это...

Жизнь 00:18 / 07 Марта 2024 4394
Защити себя сам?

Наша милиция (то есть полиция) нас бережет?

Валерий Володченко, журналист
Труд
Чем же так заняты наши правоохранители, у которых на охрану и защиту прав граждан не остается времени? Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Та ночь врезалась в память надолго. Сначала соседка снизу, баба Лена, барабанила по батарее, потом запричитала по телефону. И я привычно приступил к ритуальному действу — стал звонить в дежурную...

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 3675
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 3392
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 3388
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 3375
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Жизнь 00:03 / 29 Февраля 2024 3289
Календарь: 29 февраля

В этот день в 45-м году до нашей эры впервые появилось 29 февраля

Труд
Статуя Цезаря в саду Версальского дворца (1696, скульптор Никола Кусту). Фото из открытых источников

45 до н. э. Впервые в календаре благодаря календарной реформе Гая Юлия Цезаря появилось 29 февраля. Идею нового календаря подсказал в Египте александрийский астроном Созиген. 1288 В Шотландии вступил в силу...

Жизнь 00:10 / 15 Марта 2024 3270
Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Ирина Смирнова
Труд
Это средство передвижения уже стало поистине стихийным бедствием. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности,...

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 3263
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...

Этот вопрос со всей своей остротой встал после страшной трагедии в «Крокус Сити Холле»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» и ареста предполагаемых террористов, среди которых оказались пятеро граждан Таджикистана, с новой силой вспыхнул вопрос о мигрантах. Наши сограждане называют Россию...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3099
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?