04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЕРГЕЙ ЭРДЕНКО: НАСТОЯЩИЙ ЦЫГАН И НА ГОРШКЕ СЫГРАЕТ

Сухая Светлана
Опубликовано 01:01 28 Сентября 2001г.
С давних времен цыганская музыка глубоко трогала русскую душу. Отчего же музыкальная культура давних пришельцев из жаркой Индии оказалась такой близкой северянам-славянам? Об этом размышляет известный музыкант, лидер группы "Лойко" Сергей ЭРДЕНКО.

- Прежде всего объясните, пожалуйста, почему именно в этом году отмечается 500-летие пришествия цыган в Россию?
- Был такой литовский князь Александр, которому принадлежала часть русских земель. В 1501 году он издал на русском языке первый указ, который регулировал взаимоотношения местного населения и пришлых цыган. Вот почему 2001 год можно считать юбилейным. Значительно позже при дворе Екатерины II был создан первый цыганский хор. А вскоре в России начался настоящий "цыганский бум". Почему? Я много думал о загадке популярности цыганской музыки, изучал документы. И обнаружил, что в тот период репертуар цыганских хоров на 99 процентов состоял из русской музыки, русских песен, романсов. Получается, что с помощью цыган русская музыка поднялась на новую высоту. Думаю, что именно сейчас есть шанс повторить тот опыт. Цыганская музыка, которую мы пропагандируем, тоже может иметь резонанс в русской культуре.
- Почему ваша группа называется "Лойко"?
- Лойко - имя-символ, имя-легенда. Был такой цыганский герой Лойко Зобар. У Горького есть рассказ о нем, разные цыганские племена слагали о Лойко сказания. Он был великим музыкантом. Играл так, что птицы прилетали его послушать. С другой стороны, у меня с детства был еще один герой - Никколо Паганини. Кстати, все цыгане мира уверены, что великий Паганини был нашего рода. Для меня Паганини - человек-мечта, с детства и до сих пор я пытаюсь разгадать его загадку. В моем детском воображении Лойко и Паганини всегда были рядом - как два брата. И я думал: вот вырасту, получу музыкальное и театральное образование и обязательно сыграю их, но сыграть мне так и не довелось. И все равно на сцене я как бы существую в этих двух образах. С одной стороны, Лойко, конокрад, которого безумно любили женщины, а он больше всего любил волю. С другой стороны, Паганини. Говорят, когда он играл на скрипке, люди видели у него за спиной дьявола. Это была совершенно мистическая фигура.
- Для нас привычнее всего видеть цыганского музыканта с гитарой в руках В вашей группе - две скрипки. И именно они "главенствуют" на концертах "Лойко". Это сознательный выбор?
- И выбор, и судьба. Цыгане шли в Россию с юга Азии разными дорогами. Я слышал даже версию, что какая-то их часть пришла сюда из Китая. Очень многие - из мусульманских стран. Есть татарские цыгане, есть литовские, дунайские, молдавские... И когда я стал заниматься цыганской историей, сразу выделил для себя то музыкальное направление, которое оформилось в Венгрии, Румынии, Молдавии. Это бродячие музыканты, в основе их творчества были смычковые инструменты.
Как ни странно, скрипка в России почти не прижилась. Зато прижились семиструнные гитары, очень многие цыгане играют на баяне или аккордеоне. Таких цыганских родов, где скрипка передается из поколения в поколение, по всей России пять-шесть. И у меня всегда было ощущение, что Лойко Зобар - мой прапрадед. Потому что все поколения моих родственников играют на скрипке. Рождается мальчик - и уже в четыре года он берет в руки инструмент. У меня две племянницы - их дети, конечно же, играют на скрипке. Если собрать всех малышей нашей семьи, их будет человек двенадцать - и все начинающие скрипачи!
- Даже человеку, далекому от профессионального музыковедения, ясно: вы играете музыку, совсем не похожую на наши стереотипные представления о цыганском искусстве. В этом фантастическом сплаве слышится и классика, и фольклор, и блюз, и джаз, и рок... Что еще есть в вашем музыкальном языке?
- Россия долгое время была за железным занавесом. Мы не знали, что происходит в цыганской музыке в Европе, в мире. И когда случилась перестройка, я сразу уехал. Сначала в Лондон, потом в Ирландию, много путешествовал по Европе. С единственной целью: встретиться с разными музыкантами, познакомиться с разными стилями, которые существуют в цыганской музыке в Европе. И я понял, насколько мы отстали, как много интересных новых веяний прошло мимо нас. Идея нашего ансамбля состоит в том, чтобы взять за основу русскую цыганскую музыку, но внедрить в нее элементы из румынской, ирландской, французской музыкальной культуры.
У каждого из музыкантов группы "Лойко" за спиной большая школа. Например, Гоша Осмоловский - скрипач, прекрасно играет джаз, интересуется индийской, узбекской музыкой. Все эти "краски" им используются. Наш стиль - брать из каждой музыкальной культуры то, что нам нужно.
Мне трудно даже перечислить, что в этом "сплаве". Ну, например, в Венгрии сейчас очень популярна сельская цыганская музыка. В ней используют гитару, мандолину и еще играют на пустых горшках - это совершенно особые звуки. Мы использовали эти элементы. А что-то взяли из французской рок-музыки. Но при этом мы не играем рок! Просто мы открыты для всего, что нам интересно.
- Вы и чисто внешне отказались от стереотипа "цыганщины": никаких ярких рубах, шалей, серег и браслетов. Вы сознательно отказались от этого?
- Мне все равно, как мы выглядим внешне - важна только музыка. И я не собираюсь ломать стереотипы, просто предлагаю свой музыкальный "товар", свое понимание цыганского искусства. А оно - неотъемлемая часть русской культуры в целом. Наверное, было в этой музыке нечто загадочное, манящее. Во Франции нашел одну кассету и услышал, как цыганскую песню поет церковный хор. Я был поражен органичностью опыта: это самое настоящее русское церковное пение, но с элементами цыганской мелодики. Придет время, и мы обязательно сделаем нечто подобное.
Пушкин и цыгане - это вообще отдельная тема. Ведь царь не позволял поэту покидать пределы России. И вот, по мнению некоторых пушкиноведов, благодаря цыганам ему удалось нарушить этот запрет. Когда Пушкин находился в ссылке в Кишиневе, он вдруг на некоторое время исчез. Есть серьезное предположение, что он вместе с цыганами уходил в Турцию. Ведь в России цыган любили. На границе Молдавии, Бессарабии их пропускали свободно, "паспортом" была цыганская внешность. А Пушкин был похож на цыгана. Известно и то, что цыгане распевали стихи Пушкина. Поэт знал много цыганских слов, тогда вообще было модно вставлять их в русскую речь. Все это говорит о глубинной связи, взаимном проникновении русской и цыганской культуры.
- Вы поете и на русском, и на цыганском языках. То, что многие слушатели не понимают романсы по-цыгански, вас не беспокоит?
- В сущности, цыганские тексты знают только специалисты. Но слушатели практически ничего не теряют. Потому что в цыганской песне текст не главное. Все зависит от исполнителя и его музыкальной экспрессии. Что-то мы сочиняем сами. Например, с детства я любил стихи Гарсии Лорки. Написал несколько песен на его слова. Но основа нашего репертуара - песни русских цыган, частично молдавских.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников