"Я РУССКИХ МАЛЬЧИКОВ УЧУ"

- Инна, в одном из ваших стихотворений есть такие строки: "Я переделать мир хочу - и от

- Инна, в одном из ваших стихотворений есть такие строки: "Я переделать мир хочу - и от бессилия кричу. Я Достоевского читаю, я русских мальчиков учу..." Не тут ли отчасти ответ на вопрос о причинах вашего возвращения в школу?
- Мне часто задают этот вопрос. Многим непонятно мое решение. Если хотя бы мой сын учился в той же школе... Но я сделала свой выбор осознанно. То поколение, которое подрастает на наших глазах, - очень трудное. Это даже не "поколение пепси", это поколение одиночества. Не следует думать, что ребенок - это какой-то ангел. Нет, дети вообще-то существа очень эгоистичные, а нынешняя жизнь с ее откровенным культом насилия и секса и вовсе создает из него замкнутого в себе и злобного человечка. Если в советское время считалось, что "у нас секса нет", и, пожалуй, так оно и было, то теперь подростки убеждены, что нет ничего, кроме секса. Они агрессивны и жестоки, но это происходит потому, что к ним относятся с крайней жестокостью.
- Социальный дарвинизм?
- Пожалуй. Ребенок вынужден руководствоваться в жизни "законом джунглей" - или сам будешь огрызаться, или тебя растопчут. И если в прежние времена выход врожденной "энергии агрессии" давала система пионерских лагерей и игр, ударные стройки и походы, то теперь подростки, как правило, подпадают под гнет сектантов и экстремистов, "ловцов детских душ". Я не идеализирую, само собой, советскую эпоху, но в ней были рациональные зерна. Давайте научимся отделять зерна от плевел. У меня растет сын, и когда я думала, что с ним станется, когда он уйдет в большой мир, то поняла, что этот мир нужно стараться изменять. Тогда я и вернулась в школу. Скажем так - для того, чтобы спасти своего ребенка, я пошла в меру сил спасать других.
- Почему, на ваш взгляд, подростки тяготеют к таким группам, как, например, скинхеды?
- Да потому, что они доверчиво воспринимают то, что им преподносят извне. К подросткам может прийти человек, который будет нести общечеловеческие ценности, и они пойдут за ним... А следом придет другой, который будет говорить об ущербности других народов и рас, призывать все громить и крушить - и они тоже могут пойти... Причем это будут одни и те же дети. Поэтому причина возникновения тех же скинхедов мне видится в том, что прирожденную детскую агрессию используют взрослые политиканы в своих аморальных планах. Ну и, естественно, влияет массовая псевдокультура. Когда я смотрю на этих ребят, участвующих в этих движениях, мне становится их жаль - ведь для них, по большому счету, это всего лишь игра, очередная модная "фишка". Но пройдут годы, они подрастут, станут взрослыми - и что тогда? Пустота. Безнадежная душевная пустота.
- То есть, по существу, происходит некое опошление, "дебилизация" патриотизма с помощью привносимых извне порочных идей?
- Я бы сказала шире - происходит дебилизация целого поколения. И опошление патриотизма входит в этот процесс как его составляющая. Самое главное, чего не могут понять многие, - от этого невозможно спрятаться, убежать... Некоторые говорят: "Я своего ребенка отправлю за границу, пусть там учится!" Да нет же, не спрячете вы детей ни за границей, ни в особняках и замках! Это мировая тенденция, от которой не уйти. Как нельзя построить рай в одной отдельно взятой стране, точно так же его невозможно построить и в отдельно взятой квартире.
- Что же делать?
- В одиночку, думаю, сделать попросту ничего невозможно. Дело сдвинется с мертвой точки только тогда, когда каждый из нас, взрослых, родителей, поймет, что судьба его конкретного ребенка зависит от воспитания всего поколения, брошенного сейчас на произвол судьбы. Если нас что-то и спасет, то это постоянный труд души, и не только... Попробуйте пообщаться с теми же скинами или толкиенистами - другой агрессивной разновидностью молодежи, помешанной на фэнтези! Навряд ли у вас что-нибудь получится, они уйдут от прямого и откровенного разговора под любыми предлогами. И это вполне объяснимо. Подростки живут как бы в оболочке, которую не решаются пробить и в которую никого не впускают. И это говорит об их беспомощности и страхе перед реальной жизнью. Отсюда и повышенная жестокость, и склонность к насилию.
- Еще великий Суворов говорил: "Только трусы бывают жестокосерды!" А могли бы вы сравнить свое поколение с нынешней молодежью?
- Я принадлежу к поколению, чья юность прошла на рубеже семидесятых - восьмидесятых. Мне кажется, что это - последнее "поколение слова"... Теперь дух эпохи изменился, возникли новые источники знаний о жизни, и, думается, возврата к определяющей ценности слова уже не будет. Я не хочу сказать, что сейчас не читают. Читают, и довольно много. Но вы же знаете, что они читают... И это тоже одна из причин моего возвращения в школу.