04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОЖИВШАЯ МЕЧТА

Князев Владимир
Опубликовано 01:01 28 Сентября 2004г.
Самый большой в мире самолет Ан-225 "Мрия" (по-украински - "Мечта"), созданный учеными, конструкторами и авиастроителями Советского Союза, сегодня продолжает служить людям. Первым, кто поднял его в небо, был Герой Украины (и, между прочим, "Труда") Александр Васильевич Галуненко, с которым мы встретились.

В свое время суперлайнер "Мрия" создавался для транспортировки на космодром Байконур космических кораблей многоразового использования "Буран" и системных блоков "Энергия", для доставки к месту назначения крупногабаритных, сверхтяжелых грузов. Существовала и другая, почти фантастическая цель - самолет планировалось применять в качестве воздушной стартовой платформы для запуска космического челнока по программе "Макс".
Исходя из таких грандиозных задач, ученые и конструкторы Киевского авиационного научно-технического комплекса имени О. Антонова создали машину, которая и сегодня поражает своими размерами и техническими возможностями. " Мрия" недавно вернулась с многодневных полетов в свою родную гавань - аэропорт "Гостомель". Здесь и состоялась наша встреча...
Заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Галуненко приглашает нас к трапу, по которому мы поднимаемся в кабину единственного в мире суперлайнера. Она находится на уровне третьего этажа, не меньше: ведь высота самолета почти 20 метров. А кабина буквально нашпигована приборами. Александр Васильевич напоминает другие характеристики машины: длина - более 85 метров, размах крыльев - почти 88 с половиной метров ("не каждый аэропорт способен принять с такими габаритами"), взлетная масса - 640 тонн, в том числе 250 тонн груза, крейсерская скорость - до 850 километров, дальность полета с нагрузкой 200 тонн внутри фюзеляжа - 4500 километров.
Со дня первого испытательного полета прошло 16 лет. Для самолета это большая жизнь. Не сказать, что у "Мрии" она была счастливой. Нет, у летчиков и специалистов недоверия машина не вызывала. Более того, на практике проявила свои уникальные способности. Она впервые в мире подняла в воздух на внешней подвеске 65-тонный "Буран", доставив его из Байконура в Киев, а затем в Москву. Экспонировалась на авиакосмическом салоне "Ле Бурже", вызывая восхищение зрителей и специалистов. Совершила несколько трансатлантических полетов в США. Американцам трудно было поверить, что крупнейший из всех когда-либо созданных самолетов принадлежит не компании "Боинг". На "Мрии" в одном лишь полете А. Галуненко установил более сотни мировых рекордов. И за это был внесен в Книгу Гиннесса.
Но судьба "Мрии" все же не сложилась - и она оказалась никому не нужной, как и "Буран". В связи со свертыванием дорогостоящей космической программы "Энергия - Буран" и закрытием финансирования Ан-225 не удалось выполнить всего нескольких полетов для завершения сертификации самолета. И этот уникальный лайнер простоял на приколе целых семь лет!
Может быть, "Мрия" и повторила бы судьбу "Бурана", став мертвым экспонатом, иллюстрирующим достижения "Союза нерушимого", если бы руководство АНТК имени О. Антонова и запорожского моторостроительного предприятия "Мотор Сич" не объединили свои материальные возможности для модернизации Ан-225 и окончания его сертификационных испытаний.
- Был еще один момент, - рассказывает Александр Васильевич, - который заставил нас ускорить взлет законсервированной "Мрии". В ходе эксплуатации большого парка самолетов Ан-124 "Руслан" российскими компаниями "Волга - Днепр" и "Полет", а также киевской "АДБ" (Антонов дизайн бюро) выяснилось, что в мире есть много моногрузов - турбин, трансформаторов и генераторов, которые не может перевезти даже "Руслан", способный поднять 120 тонн. Почему бы не приспособить "Мрию", создававшуюся под программу "Макс" ("Энергия-Буран"), для коммерческих перевозок сверхтяжелых, крупногабаритных грузов?
Так антоновскому КБ удалось вдохнуть вторую жизнь в "Мрию", полностью обновив авионику и усилив конструкции ее фюзеляжа, что позволило перевозить грузы в 250 тонн. И в первый полет после многолетнего простоя Ан-225 вновь было доверено поднимать Александру Галуненко.
В последнее время интеграция между Украиной и Россией в области самолетостроения заметно активизировалась. И все же, по мнению Галуненко, она находится еще не на том уровне, который нужен. Каждый старается тянуть одеяло на себя.
- Вы посмотрите, - возбужденно говорит летчик, - в создании "Боингов" участвует больше десятка стран. Его только собирают в Соединенных Штатах. А мы все пытаемся делать в одиночку. Более того, можем и подножку друг другу поставить. Пример тому - самолет Ан-70. На Западе такая машина еще в чертежах, а у нас летает уже не один год. Мы давно могли бы совместно производить ее и продавать к взаимной выгоде. Ведь по большому счету Ан-70 больше российская, чем украинская машина, - 70 процентов деталей производится вашими заводами. Самолет сделал уже 500 испытательных полетов, а российские военные чиновники вдруг заявляют, что летать на нем небезопасно. Я как летчик-испытатель со стажем могу ответственно заявить: такое мнение было явно предвзятым. К счастью, недопонимание с российскими военными недавно устранено - после посещения АНТК главкомом ВВС Владимиром Михайловым.
Принято решение, в развитие договоренностей президентов и правительств наших стран, продолжить совместные испытания Ан-70 и приступить к выпуску установочной партии этих самолетов в количестве 10 штук. Прекрасное решение! Но время, к сожалению, упущено...
То же время доказало, что у "Мрии" есть будущее. Сегодня на услуги самолета-гиганта претендуют несколько заказчиков, и уже никто не может сказать, что он нерентабельный. Кстати, в цехах АНТК имени О. Антонова есть немало узлов и деталей для второго экземпляра суперсамолета. Может, стоит нашим двум странам взяться за его совместное изготовление и эксплуатацию?
Любопытная деталь: Галуненко - первый Герой Украины, обладатель "Золотой Звезды" N 1. Конечно же, хотелось узнать, за что он удостоен столь высокой награды.
- Долго рассказывать, - как-то нехотя отзывается на нашу просьбу летчик. - А если коротко, волею судьбы и мастерства наш экипаж спас Ан-70 от явной катастрофы, когда до земли оставалось всего 8 метров...
...Мы прощались с человеком-легендой, на счету которого 263 мировых рекорда, возле красавицы "Мрии", готовящейся к очередному полету. Дул сильный ветер, поднимая над аэродромной бетонкой песчаную пыль. Приблизившись вплотную к нам, чтобы было лучше слышно, Александр Галуненко громко произнес: "Второе рождение и вторая жизнь этого гиганта состоялись. Самолет востребован, контрактов на перевозку сверхтяжелых грузов, которые пока никому не под силу, все больше, а значит, у Ан-225 есть будущее. Мои надежды связаны и с Россией".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников