ПРОЩАЙ, ФРАНСУАЗА

"Старая стрекоза", как иронично называла себя Франсуаза Саган, вспорхнув напоследок прозрачными крылышками, улетела в те края, из которых нет возврата.

Писательница скончалась от эмболии легочной артерии в Нормандии, в городе Онфлер на северо-западе Франции. Ей было 69 лет. Последнее время Саган, самая, и это сегодня признается всеми, блестящая французская писательница ХХ века, не вылезала из болезней. Два года назад при падении она сломала шейку бедра, перенесла с десяток операций и с тех пор с трудом передвигалась. Проблемы с сердцем то и дело приковывали ее к госпитальной койке. Казалось, сама судьба отвернулась от Франсуазы. А ведь раньше была так щедра к ней.
Ее первая книга "Здравствуй, грусть" увидела свет в 1954 году, когда Франсуазе было всего лишь 19 лет. О светлых переживаниях стоящей на пороге жизни девушки было написано так трогательно и точно, а язык был настолько своеобразен и легок, что, став литературным событием во Франции, роман совершил триумфальное шествие по всей планете. Его перевели на десятки языков мира. Затем последовали другие книги, которые вылетали из-под пера Франсуазы с невероятной скоростью. "Любите ли вы Брамса?", "Через месяц, через год", "Шамада" и другие, которые закрепили за ней славу тонкой стилистки. Во французском языке даже появилось новое прилагательное, которое характеризует стиль писательницы, - "саганский", то есть эмоционально насыщенный, легкий и ненавязчивый, как журчание прозрачного ручейка.
Большая любительница быстрых спортивных автомобилей, что чуть было не стоило ей жизни, она придерживалась схожего скоростного режима и в повседневности. Как-то Саган созналась, что в ней играет кровь одной из бабушек, русской по происхождению, а поэтому она "любит дергать дьявола за нос", и что ее то и дело "заносит на поворотах". Она обожала шумные богемные компании, ночи напролет в казино, алкоголь, а после и наркотики. Ее имя стало появляться в газетной хронике, но не на литературных, а судебных полосах. Дважды она была осуждена за употребление гашиша и прочих наркотических веществ, но отказаться от них не находила сил и как-то на суде заявила, что имеет право "разрушать себя так, как ей этого хочется". В довершение всего писательница, любившая острые ощущения, а к тому же оказавшаяся без средств, позволила себя втянуть в темную историю, выступив в начале 90-х годов перед президентом Миттераном, с которым часто вела литературные беседы, в качестве лоббистки интересов одного нефтяного концерна. Все это всплыло на поверхность, был большой скандал, в результате которого налоговые и судебные органы выставили ей счет на многие сотни тысяч евро. Последние годы Франсуаза Саган уже с подорванным здоровьем жила у друзей, которые, к их чести, не оставили ее в беде.