Джейн Монхайт: Москва удивила меня человеческим теплом

29 сентября 19.30 в Светлановском зале московского Дома музыки состоялось открытие Нового Джазового сезона в Москве. По такому громкому случаю выступали Джейн Монхайт (Jane Monheit) и Биг-бэнд под управлением Игоря Бутмана.

Впрочем, называть Монхайт джазовой певицей было бы не совсем правыильно. Ее репертуар значительно шире. Самлому широкому коуруг слушателей лучше знакома в ее исполнении композиция «Over The Rainbow» вошла в саундтрек к фильму «Небесный капитан и мир будущего» с участием Джуда Лоу, Гвинет Пэлтроу и Анджелины Джоли. А песня «Never Let Me Go» стала главной музыкальной темой картины «Не отпускай меня» с Кирой Найтли и Кэрри Маллиган. Джейн Монхайт является обладательницей нескольких наград Грэмми.

А накануне московского концерта Монхайт корреспонденту «Труда» посчастливилось пообщаться с выдающимися музыкантами в непривычной (для меня) обстановке. То есть, я видел их не из глубины зрительного зала, а ходил вокруг них, пока они репетировали. Фотографировал их. А до начала репетиции и во время перерывов знаменитая американская певица Джейн Монхайт и наш первый саксофон Игорь Бутман ответили на вопросы «Труда».

В репетиционном зале на улице Солженицына, 17 — музыканты из Биг-бэнда под управлением Игоря Бутмана количеством чуть более десятка, сам маэстро и 3–4 журналиста. Американская певица приехала на репетицию вместе со своим мужем — Риком Монталбано, который все это время скромно стоял в сторонке, стараясь не привлекать к себе внимания. Хотя разные американские источники признают его выдающимся барабанщиком, играющим на ударных разных музыкальных жанрах. Но после исполнения каждой песни Джейн сама либо улыбалась Рику или выкрикивала короткие реплики через зал, либо подходила к нему и тихонько с ним беседовала. Одета джазовая дива была совсем не так, какой она знакома любителям музыки (длинное платье с декольте и шлейфом), а довольно просто — черная футболки, джинсы и светлые тапочки.

Впрочем, интересными и порой даже необычными были рассказы известных музыкантов на разные темы.

Игорь Бутман на репитиции. Фото Георгия Настенко

Игорь Бутман о Джейн Монхайт: — Многие знаменитые певцы мечтают вместе выступить и записаться вместе со знаменитыми джазовыми коллективами. Например, с джаз-бэндом Каунта Бейси. Надеюсь, и наши мечты сбываются. Такая выдающаяся певица, как Джейн Монхайт сотрудничает вместе с нами, и делает это с удовольствием. К тому же, наш оркестр имеет очень стабильный состав, что в наше время уже не является характерным для джаза. Впервые я увидел Джейн Монхайт на джазовом фестивале в Москве. Не в нашей Москве. А в американской, которая находится в штате Айдахо. Она была совсем юной девушкой, н освоим выступлением наделала там много шума. Так что не я один ей восхитился. И с той поры карьера Джейн стремительно пошла вверх. И прошлый раз в Москве Джейн выступала вместе со своим инструментальным трио. И я сейчас с нетерпением жду дня, когда мы будем с ней играть вместе. Первоначально эта идея пришла в голову Максиму Тимошину, руководителю продюсерского центра. Но наше сближение было неизбежно, и потому произошло вполне логично. Может быть, благодаря этому сотрудничеству мы организуем тур по России или Европе. А пока наш совместный концерт будет в Москве единственным.

Мы работаем по принципу: плохо солдат, который не мечтает стать генералом. Так что и мы себе ставим самые высокие планки. И стараемся держаться этого уровня.

29 сентября мы открывает сезон. Но в Москве джаз звучал уже и в августе, и в сентябре. Джазовые коллективы и исполнители выступают в Москве постоянно. По этому уровню — по количеству и качеству выступающих у нас коллективов Москва, несомненно, входит в мировую пятерку городов. С Нью-Йорком по этой части пока нам сложно конкурировать. Но хорошо бы стать первыми.

О спортивных увлечениях Бутмана известно всей России. И потому вопрос на эту тему от «Труда» был адресован только Джейн:

— Проявляете ли вы интерес к спорту?

Джейн Монхайм: — Да. Я очень спортивная. Вся моя семья всегда боготворила баскетбол. Любимая команда у моего мужа — «Бостон Селтик». И, конечно, кумир целого поколения — знаменитый снайпер Лари Берд.

И Бутман здесь добавил: — Но если бы Джейн родилась и выросла в Москве, мы бы ее непременно поставили бы на коньки, и она была бы звездой, поющей на льду.

— А насколько тяжело музыканту вашего уровня сочетать гастрольную жизнь семейной?

Джейн Монхайм: — Я путешествую без перерыва. Мой муж является очень хорошим джазовым музыкантом — ударником. Часто я гастролирую вместе с инструментальным коллективом, в котором он играет. Поверьте, он играет в этой группе не потому, что он мой муж, а потому что он — великолепный барабанщик. И здесь на первом месте стоит профессионализм, а уже потом — семейные отношения. Но когда я выступаю одна, муж просто за компанию вместе со мной едет. Иногда мы берем с собой и четырехлетнего сына. Многие музыканты чувствуют себя несчастными потому, что большую часть года живут вне семьи, а детей воспитывают чуть ли не через скайп. У меня, к счастью, этой неприятности нет.

Игорь Бутман: — Мой жена, к сожалению, не профессиональный музыкант. Жизнь музыканта тяжела из-за дальних перелетов и долгих переездов на поезде или на автобусе. Я жену не беру с собой лишь потому, чтобы не подвергать ее этим испытаниям. Но творческая профессия имеет и свои плюсы. Так, если большинство занятого населения проводит на работе, то есть — вне семьи часов 10 в сутки, то я, когда бываю в Москве, значительно меньше. Этим и стараюсь компенсировать наши долгие разлуки, которые случаются во время гастролей.

— Расскажите — каков бывает примерный график гастролей.

Игорь Бутман: — Рассказываю за последние три месяца. Летом у нас были очень интенсивные гастроли в Вашингтоне, в Филадельфии. Потом поехали в Лондон и сдали все, что было в наших силах, чтобы россияне завоевали 26 золотых медалей. Затем были гастроли в Италии, фестиваль в Японии. Во Владивостоке выступали перед саммитом АТЭС-2012 и во время него. На площади перед публикой численностью около 10 тысяч человек. К нашему удивлению, во Владивостоке оказалось много людей, понимающих и любящих джаз. Затем по пути в Москву заехали в Ульяновск. После совместных гастролей с Джейн у нас будут гастроли в Прибалтике и Санкт-Петербурге, и потом опять в США.

— Профессиональные музыканты жалуются, что во время гастролей они мало что видят, кроме аэропортов, гостиницы, ресторанов и концертных залов. А были у вас приятные исключения за последний год?

Джейн Монхайт: — Для меня этим приятным исключением стала Москва, куда я приезжаю второй раз за последний год. Для меня приятные впечатления оставили москвичи — те, которые с нами сотрудничают в процессе подготовки к концерту и во время него, и даже совсем малознакомые люди, которые постоянно стараются нам помочь или просто сделать нам приятное. Обстановка очень дружелюбная, и я скажу: такое бывает нечасто, когда приезжаешь в незнакомые тебе места. Я это очень высоко ценю. Приятно чувствовать здесь себя как дома. Летишь сюда чуть ли не пол-суток, и ощущаешь тепло от людей и полное взаимопонимание с ними. Всякий раз хочется сюда возвращаться.

Игорь Бутман: — До какого-то этапа в моей биографии происходило именно так, как вы говорите. В воспоминаниях, к сожалению, самые разнообразные точки планеты зачастую оставляли мне примерно одинаковые воспоминания. С возрастом, когда я приезжаю в разные страны или просто другие города России, я стараюсь оставить себе глубокие впечатления об этих местах. Когда ты молодой, тебе хочется больше отдыхать. С возрастом мне хочется именно больше впечатлений об окружающем мире. Например, сейчас в Японии, несмотря на жесткий график пребывания, мы пешком сходили на океан, скупались в нем. Побывали на фантастическом рыбном рынке. Там фотографировались вместе с громадными головами тунцов. Ели там все, что можно было есть. Даже устриц и прочее пищащее во рту мясо.

Когда ездили по России, заметили — как наша страна преобразилась. Набережные Челны раньше были провинциальным невзрачным городом, в котором по приезду сразу хочется заснуть в гостинице, потом проснуться лишь для того, чтобы отыграть в ДК КамАЗ, потом напиться и уехать домой. А вот сейчас город стал очень красивым, по его кварталам, особенно по центру гуляешь с удовольствием. Некогда мрачный Свердловск стал красивым мегаполисом Екатеринбургом, там хочется радоваться современной архитектуре. Во Владивостоке сразу хочется погулять по набережной, сходить купаться. Мы всегда стараемся еще до приезда заранее почитать историю города. А потом все эти достопримечательности увидеть и своими глазами. Смоленск просто поразил своими красотами старины. В какой-то момент я понял: мы так много ездим по разным странам бесплатно, нас приглашают, нас возят, а мы своим невниманием к красотам и достопримечательностям даже себя обкрадываем. Обязательно хотя бы час надо урвать на ознакомление с местным колоритом. Пусть даже и от сна это час урвать. Пофотографировать, чтобы потом и самому вспомнить, и своим детям показать и рассказать. Но такое отношение к посещаемым мной местам пришло далеко не сразу. А с годами.

Джаз — изобретение американское. А как часто вы выходите за англоязычный репертуар?

 У микрофона Джейн Монхайт. Фото Георгия Настенко

Джейн Монхайт: — Я стараюсь исполнять музыку не только американскую. Но это сопряжено со многими трудностями. Например, когда пела бразильские композиции, решила это делать на португальском языке. Потому что при изменении текста в значительной мере изменяется звучание, чаще — в худшую сторону. Впрочем, и исполнение хорошо известных вещей тоже непростое дело. Каждый раз ты делаешь вызов исполнительскому мастерству твоих предшественников. Оригинальная версия, как правило, несет в себе высокое исполнительское мастерство. Твое исполнение всегда — интерпретация. И надо вложить в исполнение свою собственную историю, иначе композиция не будет звучать — как должна звучать. Часто, когда объявляют в моем исполнении какую-то популярную вещь, слушатели думают: ну вот, опять. А для меня это — не опять, а в определенной мере новый вызов. Я вкладываю в ее исполнение те чувства. Которые испытываю лично я не, а не те, кто пел ее до меня. И в то же время, нужно отдать должное автору и не изменить оригинальный его замысел. Я стараюсь смешивать жанры, но от классики джаза в целом не ухожу — каждый раз к нему возвращаюсь.

И напоследок ответом на вопрос о любимом месте его выступлений Игорь Бутман повеселил анекдотом:

Идет спектакль, а человек уходит из театра после первого акта. У него спрашивают: вам пьеса не понравилась? Нет, написано великолепно. Может быть, исполнение плохое? Да нет, артисты играют очень хорошо. А что же вы уходите? Да просто одному в зале жутковато сидеть.

У меня любимая площадка — клуб на Уланском переулке. Все площадки могут быть хороши. Там, где есть много людей — там для меня наилучшая площадка. Играем мы для людей, и им всегда рады.