Главная Культура 19:28 28 Сентября 2021 3536
Музыка леденила и обжигала

Государственный симфонический оркестр Татарстана открыл московскую часть своего сезона 

Сергей Бирюков
Александр Сладковский и Дмитрий Шишкин после исполнения Третьего концерта Прокофьева. ГСО РТ еще предстояло в тот вечер "рассказать" грандиозную эпопею Одиннадцатой симфонии Шостаковича. Фото пресс-службы ГСО РТ

23 сентября один из самых успешных музыкальных коллективов России – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан – дал в московском зале имени Чайковского первый концерт своего абонемент, уже несколько лет как ставшего одной из традиций столичной филармонии. Прозвучали произведения русской музыки ХХ века из числа краеугольных: Третий фортепианный концерт Прокофьева (солист Дмитрий Шишкин) и Одиннадцатая симфония Шостаковича.

ГСО РТ – первый из региональных коллективов, получивший собственный абонемент в главном московском филармоническом зале. Таков итог длящейся уже 11 лет совместной работы оркестра с его нынешним художественным руководителем и главным дирижером Александром Сладковским, выведшей коллектив в число лучших оркестров не только России, но и Европы.

Почему для старта цикла были выбраны именно эти произведения? В теперешнюю пору общение критика с исполнителями не так непосредственно, как в докоронавирусные времена, в артистические из зала не пройдешь, и я не могу сказать, каковы на этот счет аргументы дирижера. Возможно, для него, как и для многих причастных к симфонической музыке, конец сентября окрашен в шостаковичевские краски: 25-го – день рождения композитора, чтимого во всем музыкальном мире, а в нынешнем году эта дата юбилейная, отмечаемая в 115-й раз. Круглой цифрой выражается и счет прокофьевской эпохи, начавшейся ровно 130 лет назад. С другой стороны, разве нуждаются Прокофьев и Шостакович в каких-либо «датских» поводах? Оба – из числа тех, чье творчество для человека, чуткого к языку классической музыки – не изыск на исключительный случай, но хлеб насущный на каждый день. Тем более когда речь о таких капитальных произведениях, как Третий концерт и Одиннадцатая симфония.

Они столь же различны между собой – и столь же перекликаются по духу, как не похожи, но связаны общими культурными корнями их авторы. Концерт Прокофьева – одна из кульминаций света в музыке ХХ века. Симфония Шостаковича – одно из трагичнейших музыкальных полотен столетия. Но оба – сочинения глубоко русские, и не только по явной опоре на народную песенность, а и, пожалуй, по еще более глобальному свойству национальной культуры – стремлению самых крупных ее представителей к предельной ясности художественного языка, обращенности не только к интеллектуальной элите (что нередко случалось с первыми величинами, допустим, австрийского или французского искусства), но к целому обществу.

Прокофьев написал свой концерт в самую блестящую пору жизни – когда бесстрашная молодость передает эстафету полной зрелости. Кое-кто даже обвинял его – как можно было ну буквально в месяцы краха Российской империи воспарить в такую брызжущую радость? Но ведь сила сочинения определяется не его привязкой к конкретным историческим событиям, пусть даже таким значительным, а мощью таланта художника. Тем более что зарю века многие тогда воспринимали как старт новой, нацеленной в будущее жизни. Временные трудности уйдут, останутся созидание и свет, где спорить между собой смогут только хорошее и лучшее… Вот и в Третьем концерте одним из главных «сюжетных мотивов» мне слышится диалог между двумя одинаково прекрасными полюсами – пружинной энергией токкатных эпизодов и проникновенностью лирики. На протяжении всего сочинения оркестр пытается, если можно так сказать, «убедить» рояль, что не только в напоре пассажей и фигураций, но и в напевной мелодии – суть обаяния музыки. В главной теме первой части фортепиано весело смеется над нежной кларнетовой мелодией вступления, лишь в разработке пытаясь прислушаться к ней – здесь очень пригодились и мастерство оркестровых солистов, и моцартовская ясность звука пианиста, вместе с тем не исключающая и смелого напора, и остротЫ удара, и эксцентричности фразового штриха. Вторая часть – прямо-таки тренировка вестибулярного аппарата исполнителей и слушателей во все более головокружительных «прыжках» между мускулистой моторикой и волшебной картинностью вариаций на загадочную темку-марш, которой вполне можно было бы, вместо известной музыки Ильи Саца, иллюстрировать таинственные и манящие образы «Синей птицы» Метерлинка. Наконец, в финале оркестр и рояль приходят к согласию – и «пляшут» вместе, и «поют» сообща, довершая стройное солнечное здание концерта. Это было одно из самых гармоничных исполнений Третьего концерта, которые мне довелось слышать. А сыгранный Дмитрием Шишкиным на бис прокофьевский Этюд ре минор прозвучал эффектным постскриптумом, чей роскошный романтический росчерк продлил очарование основной вещи.

Четыре десятилетия спустя после написания Третьего прокофьевского концерта и следа от прекрасных иллюзий начала века не осталось. По крайней мере у такого человека, как Шостакович, который, в отличие от старшего современника, наблюдал события 1917 года не взлетевшим на высокую орбиту баловнем артистической жизни, а обыкновенным петроградским подростком, вместе со всеми читавшим на Невском списки расстрелянных «контрреволюционеров» и видевшим, как люди падали в обморок, находя там имена своих родных. Зато от тех «чтений», от террора 1930-х, от тяжких военных испытаний, от нарастающего давления власти на творческую личность осталось у Дмитрия Дмитриевича нерушимое чувство единства с народом и его трагической судьбой. Его он и постарался выразить в симфонии, формально имеющей посвящение жертвам революции 1905 года, по сути же рассказывающей о страшной истории России во всем ХХ веке.

Ее четыре части – это четыре картины-повествования о том, как горестный народный голос, на какой бы градус напряжения ни поднимался, не может перехлестнуть холодную, а временами и смертельно горячую, извергающую свинцовый огонь стену так называемого «государственного порядка». Драматургия, подкрепленная языком лейтмотивов (Шостакович любил и ценил Вагнера, чей художественный метод был знаком ему с ранних лет, со спектаклей Мариинского театра), предельно ясна – но как же сложно выстроена, со всем этим множеством цитат революционных песен, с громадной широтой горизонта – ведь ни одного, даже секундного перерыва нет в почти часовом звучании музыки, преодолевающей бесчисленные горные хребты кульминаций, проваливающейся в бессчетные и неизмеримые пропасти отчаянных затиший… Каким полководцем с железной рукой и чутчайшим слухом надо быть дирижеру, чтобы провести свое оркестровое воинство через этот леденящий и обжигающий музыкальный ландшафт! Через стылый «воздух» струнных в первой части, который не в состоянии согреть ни стонущая тема-песня (это самоцитата мотива «Гой ты, царь наш батюшка» из незадолго до того написанной хоровой поэмы «Девятое января»), ни набирающий силу хорал-возглас (другой мотив оттуда же, на слова «Обнажите головы!»). Через струнное фугато и перкуссионную канонаду второй части, где даже тот самый стоячий оркестровый «воздух» превращается в пулеметную дробь-хохот. Через похоронный марш третьей части на тему песни «Вы жертвою пали», в кульминации вдруг прорывающийся прекрасным и страшным мажором, будто солнце в просвет между безнадежными зимними петербургскими тучами высветило громадную скорбную процессию. Через отчаянный калейдоскоп скачущих мотивов финала – «Беснуйтесь, тираны», «Смело, товарищи, в ногу», «Вихри враждебные»… Через гром траурного салюта и галоп литавр, в коде заглушающий даже народное заупокойное «пение» – потрясающее оркестровое воплощение рокового гоголевского вопроса, по-прежнему, как и 100, и 200 лет назад висящего над Россией: «Куда ж несешься ты?».

После такой эпопеи, казалось бы, и речи не может идти о бисах – но не таковы Сладковский и его оркестр, слишком любящие сцену и публику, чтобы просто взять и уйти. Да и публика, конечно, не торопилась к выходу – и казанцы проявили отзывчивость и чувство меры, сыграв лишь две миниатюры, зато какие: вальс из второй «Джазовой сюиты», поражающий простотой, надеждой и русской тоской, а затем – отчаянно удалой танец Ломового из балета «Болт». Лихость, сочность, несокрушимая жизненная сила – настоящий Шостакович!  

Ну и мы, в заключении заметки, не впадая в многословие, скажем о главных событиях, которые ожидают публику ГСО в стартовавшем сезоне. Он, как и положено коллективу такого ранга, обещает быть весьма насыщенным. Особый вес обретает фестиваль современной музыки Concordia имени Софии Губайдулиной – Софии Асгатовне исполняется 90 лет, и 30 октября в главной резиденции оркестра – казанском концертном зале имени Сайдашева – состоится ее авторский вечер, где прозвучат концерт для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» (с участием Вадима Репина, которому произведение посвящено) и «Гнев Божий». Пройдут и другие традиционные для оркестра фестивали – органный, татарской музыки имени Назиба Жиганова, «Рахлинские сезоны» (на этот раз посвященный симфониям Малера), «Белая сирень», впервые обретающая очень интересный акцент – в программе заявлены исключительно дирижеры-женщины… Конечно, продолжатся и гастроли, в частности тот самый московский абонемент: 9 декабря (произведения Бриттена и Холста со скрипачкой Аленой Баевой) и 6 марта (Моцарт и Рихард Штраус с мировой оперной звездой Альбиной Шагимуратовой). 17 января коллектив в память Валерия Халилова – погибшего 5 лет назад в авиакатастрофе лидера Ансамбля имени Александрова – исполнит в Большом театре Тринадцатую симфонию Шостаковича. А 26 апреля в Зарядье представит бокс-сет балетов Стравинского, который записал минувшим летом на Sony Classical. 

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6326
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?