"КОГДА ВЫРАСТУ, БУДУ БОЕВИКОМ"

С мальчуганом-чеченцем по имени Саид я встретился в одной из командировок на Старопромысловском шоссе, при въезде в Грозный. Подросток лет десяти-двенадцати сидел на корточках возле трехлитровых бутылей с "самопальным" бензином.

- Русский, - позвал он меня, - купи бензин, товар хороший.
Разговорились. В школу Саид никогда не ходил, читать и писать не умеет. Зато стреляет из автомата не хуже взрослых. Оружие, не скрывает, дома есть.
- Но вот ты вырастешь, - допытывался я, - станешь мужчиной. Чем, безграмотный, будешь заниматься?
- Я буду боевиком. В горах другая грамота...
Таких, как Саид, в Чечне - тысячи. Наказ недоброй памяти Джохара Дудаева, что, мол, чеченскому мальчику достаточно четырех классов, а девочкам учиться вовсе не нужно, до сих пор многими воспринимается всерьез. Хотя - смотря чему учиться...
На днях под селением Харсеной обнаружен детский учебный лагерь зловещего иорданца Хаттаба. Сохранившиеся конспекты, написанные детским почерком, свидетельствуют, что детей и подростков здесь натаскивали на подготовку к проведению террористических актов, владение всеми видами стрелкового оружия. Четко просматриваются разделы учебного курса: типы и характеристики оружия, построение боевых порядков и боевой устав моджахедов, ведение и финансирование минной, политической, информационной войн.
Судя по конспектам малолетних боевиков, с особой тщательностью их обучали диверсионной технике, умению изготавливать орудия убийства из, казалось бы, самых безобидных бытовых предметов - расчески, мышеловки, тюбика зубной пасты, даже из детских игрушек. Задачи, которые заставляли решать наставники, - вполне конкретны: "снять пост - завладеть оружием", "убить - украсть", "купить необходимое - добить всех".
Военные подтверждают, что сегодня в местах обнаружения взрывных устройств все чаще обнаруживаются отпечатки детских ног. Расчет главарей бандформирований так же надежен, как и прост: в мирном подростке труднее распознать террориста, ему легче проникнуть сквозь самые жесткие кордоны. И взрываются на чеченских дорогах автомобили и целые воинские колонны, в подорванных зданиях гибнут ни в чем не повинные мирные люди, в том числе и дети. На днях в Урус-Мартане на дороге, по которой учащиеся возвращались из школы домой, взорвался фугас. Двое ребят погибли, один доставлен в больницу в тяжелом состоянии. Остался без трех пальцев правой руки и малолетний Муса Ахмадов, в его руках разорвалась найденная в траве обыкновенная газовая зажигалка.
Не застрахованы и сами малолетние диверсанты. На прошлой неделе один чеченский подросток погиб, другому оторвало руку при их попытке установить самодельное взрывное устройство на автодороге близ селения Курчалой. Третий член террористической группы не пострадал, он из укрытия наблюдал за установкой мины, оценивая действия своих приятелей.
Судьба целого поколения чеченских детей и подростков искорежена. Точных цифр пока еще нет, но по данным фонда репрессированных народов и граждан (президент фонда - Алихан Ахильгов), только первая чеченская война унесла жизни свыше 5 тысяч детей, инвалидами стали 1877 мальчишек и девчонок, а сиротами - более тысячи детей. Но и в душах уцелевших малолеток война оставила свои неизгладимые шрамы, ведь неокрепшая детская психика восстановлению поддается непросто. Центров по психологической реабилитации детей в Чечне не существует. Все 45 бывших оздоровительных лагерей и санаториев на территории республики полностью разрушены (многие из них были превращены бандитами в учебные базы для подготовки террористов и диверсантов).
И сегодня общеобразовательные школы республики - под особым прицелом боевиков, в принципе не приемлющих образование подрастающего поколения. Недавно обер-террорист Шамиль Басаев направил учителям школы селения Хатун грозное послание, в котором потребовал немедленно прекратить обучение детей - в противном случае учителя-чеченцы будут уничтожены.
Но нормальному учебному процессу в чеченских школах мешают не только главари бандформирований. Как стало известно, из-за задержек с выплатой зарплаты учительский корпус республики на минувшей неделе намеревался провести забастовку, прервав повсеместно занятия. И только обращение первого заместителя главы администрации Чечни Абдуллы Бугаева, твердо обещавшего учителям в ближайшие дни решить вопрос с зарплатой, предотвратило негативную акцию. Надолго ли?
Подобные эксцессы для нынешней Чечни особенно опасны, так как именно школы, решительные социальные меры, заботы умных и добрых наставников способны свернуть обманутых чеченских малолеток с опасной военной тропы.
Федеральные власти сделали немало для улучшения положения чеченских детей и подростков. Большинство общеобразовательных школ восстановлено, в них сегодня обучается свыше 186 тысяч человек. На 1 октября текущего года пособия назначены для 372 тысячи детей. Многодетным и одиноким матерям уже выплачено 82 миллиона 422 тысячи рублей.
Однако ситуация с оплатой детских пособий остается сложной. Эти суммы не выплачиваются с марта женщинам таких крупных регионов, как Урус-Мартановский, Грозненский и Шалинский районы. С июня же пособий не получает никто. Задолженность федерального центра по этой графе составила уже 74 492 тысячи рублей.
Но настоящий бич республики - крайне высокая детская смертность. За 8 месяцев она составила 484 процента.
Дети - будущее республики, ее завтрашний день. И, похоже, над ним, этим будущим, нависла реальная угроза.