В "БОЙ" ПОСЛЕ ЗВОНКА

Залезть в бронемашину, вкопанную на детской площадке, для мальчишек не так-то просто. Сначала нужно взобраться на корпус, потом открыть люк, нырнуть внутрь и так закрыть за собой тяжелую крышку, чтобы не прижало пальцы.

Причем все это надо сделать быстро, потому что в любой момент может зазвенеть звонок, и надо кончать игру, бежать в класс, сесть за парты. Мальчишки полковой школы в Кулябе все это проделывают буквально за минуты - автоматически. Как заправские военные.
Сама школа - детище командира 149-го полка 201-й мотострелковой дивизии подполковника Сергея Михайловича Миненкова.
Я наблюдал подполковника Миненкова на границе с Афганистаном, где солдаты его полка проводили учения. Тридцатилетний комполка выглядел строгим, даже суровым, настоящим командиром. Это - российский офицер в самом лучшем, высоком смысле.
У детской площадки я спросил у него, с какой целью здесь поставили бронемашину.
- Ну для того, чтобы мальчишки помнили о своем главном предназначении - защищать страну, родину, мир.
В полковой школе обучается несколько десятков ребятишек. Большинство из них - дети российских военных. Но есть и те, у кого родители таджики, работающие или служащие в 149-м полку. Они сделали выбор - отдали своих детей в русскую школу. Значит, видят перспективу.
Директор Мавлида Турсунова, показывая компьютерные классы, рассказывала:
- У нас 907 учеников, 63 преподавателя. Среди них три кандидата наук, 12 отличников народного образования, два мастера спорта. Конечно, такие педагоги способны на многое. В прошлом году все выпускники нашей школы поступили в высшие учебные заведения. Некоторые мальчики пошли в военные училища.
Слушая директора, я не мог отделаться от мысли, что знаю это имя, где-то оно мне встречалось. Наконец вспомнил. Да, это та самая Мавлида Турсунова, которой, как писала однажды "Красная звезда", "моджахеды дарили цветы". Мавлида служила политработником в советской армии, была в Афганистане. Про нее тогда ходили легенды. Зная множество языков, обладая даром психолога, она одна отправлялась к моджахедам и уговаривала их прекратить сопротивление, а то и занять сторону российских военных. Потом Мавлиду ранило - вертолет, на котором она летела, взорвался. Чудом осталась жива, и вот теперь - педагог.
Увидев, как два сугубо военных человека - Мавлида Турсунова и Сергей Михайлович Миненков - заботятся о школе, о детях, я вдруг подумал: может, очень здорово, когда люди, повидавшие столько войны, насилия, объясняют ребятишкам, что такое мир, Родина...