САШИНА ПОБЕДА

Все было так, как он и мечтал: олимпийское золото, аплодисменты, журналисты, цветы. Но в телекамеру Саша сказал не горькие, томящие с детства слова: "Мама, за что ты меня бросила?", а счастливо выкрикнул: "Это все для тебя, моя мамочка!"

Саша Дорошенко - ласковый, пылкий мальчик, брошенный матерью в роддоме, - в отличие от других таких же сирот всегда ее оправдывал и мечтал о встрече. Друзья по интернату, воспитатели и учителя - все знали, что Саша упорно учится и на износ занимается спортом, чтобы однажды прийти к своей маме, а та воскликнет: "Какой же ты красивый и умный, прости, что я тебя бросила!"
Его усилия не прошли бесследно - в ПТУ для инвалидов детства он, с диагнозом ДЦП, приехал в отличной форме: и речь раскованная, без дефектов, и осанка спортивная, разве что слегка прихрамывал. Но одолеть болезнь было мало, чтобы понравиться маме, требовалось стать знаменитым. С этой целью и пришел Саша к Римме Старостиной, известному в Луганске тренеру легкоатлетов-инвалидов.
Римма Федоровна, в прошлом член сборной СССР по многоборью, многократная чемпионка и заслуженный тренер Украины, к моменту знакомства с Сашей была глубоким инвалидом, передвигалась на костылях. Но для своих воспитанников она оставалась сильной, несгибаемой женщиной, способной защитить от произвола чиновников, издевок сверстников, от одиночества и нищеты.
Саша Дорошенко легко вписался в жизнь и в сердце одинокой тренерши. Взял на себя, не спрашиваясь, все бытовые хлопоты, и оказалось, что он, никогда не имевший дома, может решительно все: клеить обои, стирать, готовить и даже консервировать.
Когда посторонние люди наблюдают за этой парой, одинаково голубоглазой и светловолосой, то не могут сдержать умиления - как повезло маме с сыном! Надо видеть, как заботливо он надевает тренеру туфли, как ласково поправляет волосы и, усадив в коляску, везет ее на стадион.
Тренировать инвалидов Римма Федоровна начала, еще будучи здоровой. В тот год в Украине объявили первый чемпионат среди людей с ограниченными физическими возможностями. В спорткомитете ее попросили: выручай, поработай чуть-чуть с дэцэпэшниками. Упорный труд увенчался громкими победами. Но Римме Федоровне запомнились не радость на лицах ребят, не шумные поздравления, а реплика кого-то из них вслед: "Вот и все, мы больше никому не нужны". И тогда она поклялась себе никогда не бросать этих ребят. Три года Старостина занималась с инвалидами бесплатно - летом на соседнем с домом стадионе, а зимой в заброшенном спортзале. И вот случилась у нее самой беда - прогрессирующая болезнь суставов, неудачная операция и неподвижность. Несколько дней после больницы она пролежала дома одна, чувствуя себя заживо похороненной. А потом к ней нагрянули гости - жизнерадостные, юные, нетерпеливые и стали звать... на стадион!
- Ну как здесь было не подняться! - улыбается Римма Федоровна, единственная в Украине тренер международного класса-колясочница. - Я снова приступила к тренировкам. А уже через год, в 1999-м, на чемпионате Европы мы получили 11 медалей. Два года спустя, на Всемирных играх - 5 золотых, 3 серебряные и одну "бронзу". В 2002-м Саша Дорошенко стал чемпионом мира по толканию ядра, а через год установил два мировых рекорда - по толканию ядра и метанию диска. Всего же за пять лет мои мужественные спортсмены завоевали 15 золотых, 11 серебряных и 6 бронзовых медалей!
Но дело не только в этом. Одержимость и упорство Старостиной так подняли авторитет инвалидного спорта, что для ее ребят, семеро из которых входят в сборную Украины, построили под Луганском спортивную базу с тренажерным залом, сауной и специальным мягким полем, где можно падать, не травмируясь.
Уютная квартирка Старостиной всегда заставлена цветами. Для ее любимых олимпийцев она стала настоящим родительским домом. Возвращаясь с соревнований, ребята звонят Римме Федоровне и заказывают любимые блюда - кто борщ, кто блинчики с мясом. Саше Дорошенко было не до гастрономических привязанностей, ему не давала покоя несбывшаяся детская мечта. Однажды, долго проговорив с ним, тренер позвонила в детдом, где Саша воспитывался. И ей рассказали, что пытались связаться с его мамой, но она (кстати, оказавшаяся человеком вполне благополучным) не захотела и слышать о сыне. "Да вы не волнуйтесь, он перерастет, успокоится, - утешала тренера детдомовская воспитательница. - Об этом все сироты в детстве мечтают, а потом забывают".
Но утешительный прогноз не сбылся. Как-то после зарубежного турнира Саша позвонил Римме Федоровне с вокзала:
- Не сердитесь, пожалуйста, но я решил съездить в Чернигов. Попробую найти там маму, покажу ей свою медаль...
В местном роддоме парню сообщили нужный адрес, и, взяв в одну руку букет, а в другую - свою медаль, Саша нажал на звонок квартиры, где не нашлось ему места.
- Кто там?- спросил женский голос, и в "глазке" промелькнула тень.
- Мама, открой, пожалуйста, мне ничего не надо. Я сам могу тебе помогать! - ответил ей Саша дрогнувшим голосом.
- Я тебя не знаю и знать не хочу, - отрезала женщина. - У тебя своя жизнь, у меня своя. Забудь сюда дорогу!
Словно в тумане, держась за стенку, спустился Саша по лестнице. Позвонил тренеру.
- Римма Федоровна! - кричал он в телефонную трубку. - Зачем я живу? Лучше б я умер при родах!
А та кричала в ответ:
- Сынок, дорогой, возвращайся! Мы тебя любим и ждем, я и твоя команда!
- С тех пор он стал называть меня мамой! - с гордостью и печалью говорит Римма Федоровна. - А поездка в Чернигов имела неожиданное продолжение. Тот разговор через дверь слышала Сашина сестра и чуть не убежала из дома. "Лучше б ты бросила меня, а не больного брата!" - упрекнула она мать, и сама разыскала Сашин телефон. После последних Параолимпийских игр в Афинах она первая позвонила ему, чтобы поздравить с победой и сказать, что очень рада, что у нее такой братишка...
Училище Саша окончил с отличием, прибавив к своим талантам профессиональное умение шить обувь. За мировые рекорды в Афинах мэр Луганска выделил Саше квартиру.