ЗВУЧНЫЙ "ГЛАС"

Концерт в Большом зале Московской консерватории, озаглавленный "Любовь святая", еще раз заставил изумиться: сколько же прекрасной, но, к сожалению, не слишком часто исполняемой музыки у Георгия Свиридова! А ведь ее создателя мы уже традиционно называем "последним русским музыкальным гением ХХ века"...

В этот вечер прозвучали и хор "Ты скажи, за что" на стихи Некрасова, и есенинские "Метель", "Вечером синим"... Ну а три фрагмента из хоровой поэмы "Ладога" на стихи Александра Прокофьева автор этих строк (в чем признается не без смущения) услышал впервые. Но и они оказались жемчужинами: что трогательная "Песенка про любовь", что словно окутывающая тебя благостью живой природы "Озерная вода", что шуточная "Борода", где хоровой скороговорке "подрявкивают" веселые баяны...
Настоящей проверкой мастерства исполнителей стало второе отделение - "Поэма памяти Сергея Есенина". Как раз это сочинение относится к наиболее исполняемым, но редко кому удается в полной мере передать его масштаб, многозначность образов... Нынче это удалось: с каким "злобным весельем" звучала часть про комсомольцев-партизан гражданской, с каким скорбным величием - трагический финал "Небо как колокол"...
Концерт имел символическое значение не только как дань памяти великому композитору, чье 90-летие мы в этом году отмечаем. Программа объединила три крупных коллектива - хоровые капеллы имени Юрлова и "Московский Кремль", а также хор Академии имени Гнесиных. Особо надо сказать о юрловцах: некогда сильнейший московский хор, этот коллектив после безвременной смерти выдающегося хорового дирижера Александра Юрлова в последние 30 лет переживал нелегкие времена. И вот, кажется, забрезжила надежда на возрождение славных традиций: Геннадий Дмитряк, известный полтора десятка лет как создатель и руководитель капеллы "Московский Кремль", возглавил год назад и юрловскую капеллу. Уже в прошлом сезоне Геннадий Александрович представил публике программу из музыки Гречанинова "Страстная седмица", которая заставила критиков говорить о начале добрых изменений в работе юрловцев.
А к нынешнему концерту Дмитряк, по его собственному признанию, шел 40 лет. В 1965 году он, выпускник Магнитогорского музучилища, поступивший в Гнесинский институт, в составе студенческого хора участвовал под руководством Александра Юрлова, Кирилла Кондрашина и Евгения Светланова в исполнении самых важных произведений Свиридова - "Поэмы памяти Есенина", "Патетической оратории"... Тогда же посчастливилось наблюдать работу Юрлова с капеллой. Коллектив репетировал в помещении храма, и нельзя было найти более подходящую обстановку для работы над теми шедеврами, которые вместе шлифовали Свиридов и Юрлов. Поистине наглядное воплощение стихов Игоря Северянина "О России петь - что стремиться в храм", на которые Георгий Васильевич написал одну из своих замечательных хоровых миниатюр, как он сам определил - "запевку"... Кстати, эта "запевка" попала и в нынешюю программу Дмитряка.
- Мне важно, что сегодня на сцене пели и студенты Гнесинской академии, моего родного вуза, - сказал после концерта Геннадий Дмитряк. - Может быть, среди них, подобно мне 40 лет назад, стоял и тот молодой человек или девушка, которым суждено через три-четыре десятилетия возглавить крупный коллектив...
В ближайших планах хорового дирижера еще две программы со свиридовской музыкой. 1 февраля, в годовщину смерти Юрлова, состоится концерт памяти замечательного хормейстера. А 16 марта Геннадий Александрович рассчитывает вывести на сцену вместе с хором и знаменитого нидерландского певца Роберта Холла. Оказывается, этот известный на весь мир исполнитель - большой поклонник русской культуры, в частности, поэзии Серебряного века, которую он читает в оригинале. И конечно, певца привлекает русская музыка. В весеннюю программу войдут духовные произведения Чеснокова, Христова, Диева, цикл "Песни и пляски смерти" Мусоргского в обработке для баса с хором и инструментальным ансамблем, романс Рахманинова на стихи Мережковского "Христос воскрес", свиридовские "Икона", "Зорю бьют", "Борода"...
И еще Геннадию Дмитряку прямо на глазах корреспондента "Труда" было сделано предложение от православного телеканала "Глас" - записать все духовные произведения Свиридова, от "Богородице, Дево, радуйся", созданной еще в 1962 году без всякой надежды на исполнение, до последних "Песнопений и молитв", с которыми композитор завершил свой земной путь в 1998 году. Нынешнюю же программу телезрители вскоре смогут увидеть и услышать - она целиком записана "Гласом".