МИНИСТРЫ СТАЛИ МИЛЛИОНЕРАМИ

У нас опять есть возможность узнать размеры доходов больших начальников. Впервые такая информация появилась в 1997 году, когда Борис Ельцин объявил о начале борьбы с коррупцией и обязал российских чиновников подавать декларацию о доходах и имуществе - своих собственных и ближайших родственников. Но через пару лет кампания по декларированию приказала долго жить, а об имуществе жен, детей и прочих близких родственников виднейших российских госслужащих страна узнает в основном из списков журнала "Форбс".

Нынче вторая попытка рассекречивания данных, которые в цивилизованных странах не могут быть закрыты. Опубликованы сведения о доходах и имуществе за 2005 год членов российского правительства. Естественно, все оказались миллионерами - правда, в основном рублевыми.
Беднейшим надо считать министра экономического развития и торговли Германа Грефа с годовым доходом 1185,7 тыс. рублей. У него ни квартиры, ни машины, ни гаража, ни дачи - лишь два земельных участка: один в собственности, другой в пользовании. Ненамного богаче министр Владимир Яковлев: годовой доход 1187,03 тыс. рублей и квартира 161 кв. м, а также министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов (1190,87 тыс. рублей). Правда, у бывшего бизнесмена, а ныне главного социальщика немало недвижимости: жилой дом и потрясающая по размерам дача (1359,2 кв. метра), квартира и два земельных участка.
Этот список сопоставим лишь с реестром о недвижимости, принадлежащим министру связи Леониду Рейману: пять личных квартир общей площадью 1145,7 кв. метра плюс четвертая часть в шестой квартирке площадью 55,4 кв. метра. А еще дачный домик (330 кв. метров), два земельных участка, гараж и два машино-места в другом гараже. Ну и вполне приличный годовой доход министра (11021,76 тыс. рублей), видимо, позволяет содержать имущество в пристойном виде.
Самый богатый из членов кабинета - министр природных ресурсов Юрий Трутнев с доходом 211403,811 тыс. рублей. Из недвижимости у него в собственности, правда, один жилой дом (95,3 кв. метра), зато с прицелом на будущее имеются три земельных участка.
На втором месте оказался министр транспорта Игорь Левитин с годовым доходом 11979,403 тыс. рублей (плюс земельный участок и дачный дом 544 кв. метра, из которого министру принадлежит треть, общая квартира 118,4 кв. метра, машино-место в гараже). На четвертом месте - самый недавний вице-премьер Дмитрий Медведев с общим доходом 2219 тыс. рублей и самой большой по площади квартирой - 367,8 кв. метра. А вот премьер Михаил Фрадков лишь на седьмом месте - с годовым доходом 1842 тыс. рублей (плюс земельный участок с дачным домом).
За министров можно порадоваться. Члены правительства если не роскошествуют, то и совсем не бедствуют. Особенно в сравнении со средней по России зарплатой, которая в 2005 году оказалась ниже 10 тысяч рублей. Но суть не в этом. Пусть чиновники будут трижды миллионерами, лишь бы работали так, чтобы народ был доволен высшими управленцами страны.
Увы, это не так. Социологический опрос фонда "Общественное мнение" показал: большинство россиян (65 процентов) уверены, что правительство неправильно распоряжается государственными финансами, в особенности дополнительными доходами, получаемыми от сверхвысоких цен на нефть.
Среди целей, на которые следует потратить дополнительные доходы в первую очередь, респонденты чаще всего предлагали повысить пенсии, стипендии, детские пособия (21%). Помочь наиболее обездоленным слоям общества - бездомным, сиротам, многодетным семьям (18% опрошенных). Столько же настаивают на дополнительном финансировании здравоохранения (18%), производства и сельского хозяйства (17%), образования (16%). Еще 14% за то, чтобы сверхдоходы потратить на строительство жилья.
Лишь 16% участников опроса полагают, что правительство правильно распоряжается дополнительными доходами. Втрое больше - 46% - убеждены, что исполнительная власть вообще расходует деньги неправильно.
Вот такой глас народа. Помнится, в самый пик разгула дикого российского рынка финансовые воротилы, выманивая деньги у населения, агитировали: "Мы сумели заработать деньги для себя, сумеем сделать богатыми и вас!" Результаты их "деятельности" известны. Сегодня люди во власти тоже научились неплохо зарабатывать для себя. Но часто ли они вспоминают о нас?
А КАК У НИХ?
ЛОНДОН
В Великобритании при назначении на министерский пост каждый обязан представить подробный список своих финансовых интересов. Необходимо указать компании, где когда-либо работал, где размещены инвестиции, какой собственностью обладаешь. Такие же списки и на жену, взрослых детей. После тщательной проверки министра приглашают в специальный комитет, где ему могут посоветовать отказаться от сотрудничества с той или иной компанией, переложить сбережения в другие фонды или банки. Такие "советы" обязательны для исполнения.
Для высоких чиновников разработан и утвержден специальный устав, где подробно оговорены не только финансовые и бизнес обязательства, но и принципы поведения и отношения к работе. Нарушение устава ведет не только к немедленному увольнению, но и потере государственной пенсии и льгот. Само собой, чиновник теряет очень неплохую зарплату, которая у начальников департаментов министерств, например, может доходить до 120-140 тысяч долларов в год, а министра - в полтора раза выше.
ПАРИЖ
Во Франции министры, а также депутаты занесены в особый официальный список. Все перед вступлением в должность должны давать подробный отчет как о своем материальном состоянии, так и родственников - ближайших и не очень. Речь о недвижимости, ценных бумагах, акциях, банковских счетах. Эти сведения тщательно и регулярно сверяются специальной госкомиссией. Если она признает аргументы подконтрольного госдеятеля недостаточными, то к нему могут быть применены самые суровые санкции. Тут не поможет даже депутатский иммунитет, потому что его снимут, а проштрафившегося прямиком отправят под суд.
Вспоминается показательный случай. В свое время перспективного политика из правых Жерара Лонге, в ту пору министра промышленности, обвинили в том, что для строительства дома на юге Франции он привлек строительную фирму своего приятеля. Тот занизил стоимость работ, что было расценено как факт скрытой коррупции. В принципе Лонге мог оставаться в министерском кресле до суда, но он предпочел уйти в отставку.