ОСЕНЬ, ДОПОЛЗЕМ ЛИ, ДОЖИВЕМ ЛИ ДО ОТВЕТА?..

Не люблю говорить о политике. Это такая же пустая болтовня, как и, допустим, о погоде. Сколько ее ни обсуждай, дождь все равно пойдет. Или не пойдет. И ни от каких наших слов процесс этот не зависит. Им заведует небесная канцелярия. Но вот состоялась очередная "горячая линия" с президентом. И стало абсолютно понятно, что нет в стране ничего важнее, чем проблема 2008 года. Ведь это прямо Армагеддон какой-то, а не очередные выборы. Поди, не обрати внимания!

ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, Я ЭТО ЗНАЮ
Общение с президентом длилось три часа. Были затронуты десятки тем. Но самый большой общественный резонанс вызвал вопрос простого русского шофера: "Скоро будут выборы. Что будет со страной и что будет со всеми нами?". Прямо как у Шевчука в знаменитой песне: "Осень, доползем ли, доживем ли до ответа, что же будет с Родиной и с нами?" Президент объяснил, что все будет в порядке. И даже еще лучше, чем сейчас. Шофер кивнул. Видимо, его ответ успокоил. Но - не миллионы других соотечественников, которые не могут понять, что же может быть в порядке, если кресло главы государства займет другой человек?
Этой судьбоносной теме уже посвятил очередной выпуск программы "К барьеру!" Владимир Соловьев. Там писатель-патриот Александр Проханов доказывал адвокату Михаилу Барщевскому, что без Путина нам - никуда. Как мы уже отмечали, мнение большинства наиболее точно характеризуют первые секунды, когда зрители голосуют не за аргументы участников дуэли, а за отношение к самому вопросу. Стоит ли говорить, что на стороне Проханова сразу же оказалось вдвое больше людей?!
Но, уверен, соловьевская программа - это только начало, и ответ на самый главный вопрос будут искать в ближайшие выходные все аналитические и итоговые программы.
Хотя на самом деле если разобраться, это просто поразительно: теперь о 2008-м рядовые граждане говорят как о переломном годе в своей частной жизни. Вот доживем до него, а там посмотрим! Словно, не все им равно, тот ли преемник, другой ли.
Ну да бог с ней, политикой (хотя это утверждение крайне сомнительное). Лучше поговорим о телевидении, ведь, по сути, с кем бы ни была "горячая линия", это процесс телевизионный, в котором задействованы передвижные технические студии, корреспонденты, режиссеры. Вся эта эфирная кухня. И вот именно этот процесс, с годами достаточно отлаженный и отполированный, все же каждый раз вызывает вопросы, касающиеся в первую очередь включений с мест.
ПРОВЕДИТЕ, ПРОВЕДИТЕ МЕНЯ К НЕМУ!
В принципе ежу понятно, что люди, собравшиеся в минувшую среду на площадях перед камерами, - отнюдь не случайные прохожие. Ну как бы шли мимо - а тут телевизионщики суетятся. "Ребята, что снимаете?" - "Да вот, "горячая линия" с президентом, может, спросить чего хотите?" Ясно, что и объявления по городам и весям на столбах не расклеивались: мол, всех желающих принять участие в съемках приглашаем туда-то, во столько-то. И правильно, что не расклеивались. Более того, места предстоящих включений вплоть до последнего дня хранились в строжайшей тайне. Как нам пояснили на одном из госканалов, "с целью безопасности президента". Естественно, главе государства, находящемуся в Москве, непосредственно ничего не угрожало. Но хорошо известно, что один только вид камеры, как магнит тянет к себе всякого рода радикалов, маргиналов и просто сумасшедших. Представляете, что было бы, окажись в толпе с десяток подобных персонажей? Да и в конце концов даже самые обычные граждане могут оказаться заиками или неспособными четко сформулировать наболевшее. Потому-то и собираются на площадях заранее отобранные люди, и вопросы их согласовываются, редактируются и утверждаются. Хотя бы для того, чтобы повторов не было. Чтобы о третьем сроке, помимо шофера, не спросила еще и ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой.
Все можно понять. Но одно не понятно: зачем в подобной ситуации делать вид, что все в эпизодах включения с мест происходит спонтанно, во всем экспромт? Что, кто хотел, тот и пришел на разговор? Что спецкор наугад выбирает в толпе очередного желающего задать вопрос? Несоответствие того, что говорили и делали журналисты, и того, что мы видели в кадре, была иногда столь очевидной, что становилось просто неловко. "Смотрите, сколько людей пришло задать свой вопрос", - восторгается корреспондент. И, правда, много. Только почему площадь за спинами собравшихся абсолютно пуста? Почему не подходят новые люди? Город что, вымер? Или все же место включения оцеплено? "Так, у нас есть возможность задать еще один вопрос!" - журналист начинает метаться вдоль первого ряда толпы, как бы выбирая человека. Наконец очередной участник телемоста определен. Глядя прямо в камеру (обычно неподготовленные люди смотрят на журналиста), он заученным тоном выдает вопрос, причем, заметьте, формулировки всегда четкие, без запинок, и тут же с вопрошающим видом поворачивается к корреспонденту: мол, все правильно сделал?
Страшная вещь - прямой эфир. От великого до смешного в нем всегда один шаг.
ПАРОЧКА СНОВА СЛАДКАЯ
Теперь совсем о другом. Телевидение становится все ближе к народу. Наш "голубой друг" превратился в полноправного члена большинства российских семей. Без него не мыслится ни один домашний праздник. И каждый раз он готовит всем нам подарки, в разной упаковке преподнося Киркорова, Валерию и Галкина. Но вот сделан и еще один шаг навстречу зрителям. В новой и широко разрекламированной программе "Две звезды" появились титры караоке. То есть теперь, рассевшись в креслах перед телеэкраном, вместе с Заворотнюк и Боярским мы можем всей страной прочувственно спеть что-нибудь душещипательное. Лепота!
Хотя, если честно, программа произвела на меня, мягко говоря, не слишком приятное впечатление. И вовсе не тем, что звезды, уже танцевавшие и так, и сяк, и на экзотических островах выживавшие, и Форт Боярд штурмовавшие, теперь еще и запели. В конце концов кто из артистов сейчас не поет! Нет, у меня вызвало чувство абсолютного неприятия пара ведущих - Лолита Милявская и Александр Цекало - воссоединение которых Первый канал объявил главным гвоздем программы.
Уж как только не поливала Лола своего экс-супруга перед камерами, как только не именовала! Без матерных терминов, наверное, обошлось только потому, что редакторы не позволили. Но и без них вся страна узнала, что более мелочного, склочного, дурно воспитанного и неблагодарного человека, чем Цекало, и быть-то в природе не может! И вот, пожалуйста, "снова вместе, снова рядом"! Это все равно, как если бы Киркоров вышел на сцену под ручку с "розовой кофточкой", если б Валерия миловалась перед камерами с Шульгиным, а Жасмин кокетливо подставляла бы заживший носик владельцу "Эльдорадо"...
Впрочем, как и все в шоу-бизнесе, данная ситуация имеет "цену вопроса". А когда цена эта составляет цифры с шестью нулями (речь не о рублях, конечно), то споешь не то что с Цекало на пару, но и с чертом лысым. Но платят-то, увы, не зрителю за то, что он смотрит на все эти крайне безнравственные расставания-воссоединения. И оттого - противно.
Кроме того, г-жа Милявская поступила недальновидно как ведущая ток-шоу "Без комплексов". Знаю, она многих раздражала вульгарностью манер и одежды, сомнительной телегеничностью. Но при этом подкупала бесшабашной искренностью. Отсюда вопрос: если все то, что Лолита отпускала в программе в адрес Цекало, неправда, то можно ли верить ей во всем остальном? Если же правда, то где ее пресловутая женская принципиальность, о которой она столько распиналась?