Миссия выжить: застряли в 90-х

Город, у границ которого развернут один из трех противоракетных щитов России, охраняющий воздушное пространство всей страны, медленно утопает в безвременье. В полуразрушенных домах Печоры живут люди, которые знают то, что есть другая жизнь, но не верят, что она их коснется

В то время как в Москве заряжать телефоны можно на автобусных остановках и там же свободно пользоваться бесплатным вайфаем, а в Петербурге бесплатно смотреть на высокотехнологичный фестиваль света на Дворцовой площади, пока ведомства отчитываются о внедрении электронных больничных и предоставлении госуслуг по двум кликам, анонсируя введение электронных паспортов и ПТС, в Республике Коми разрушается город Печора. Здесь нет XXI века. Он застыл в 90-х. «Труд.ру» словами жителей рассказывает о том, как выживают люди в условиях, которые покажутся нечеловеческими любому жителю крупного города.


Надпись на доме: Родители, не пейте алкоголь! Фото: Труд.ру

«Мы приехали сюда в 80-х. Папа с мамой думали заработать деньги и уехать на юг, но так и остались. Вот и живем. Я отучилась, вышла замуж, родила детей. И понимаю хорошо, что отсюда уже не уехать, хотя очень хотелось бы. Но здесь все недалеко, дороги бы только были. Все вокруг знакомые. Может, и можно было бы что-то сделать со всем этим вокруг, но желания ни у кого нет, включая нашу власть. А если власти все равно, то кому надо?» - говорит Галина, поставив тяжелый пакет на лавочку в автобусной остановке.

Через пару минут подъезжает разбитый ПАЗ. Стоимость проезда – 16 рублей. Рекламодатели подходят с умом: на автобусном билетике реклама бани и слоган – скидка предъявителю 50 рублей. Креативненько.

По суровости природных условий для проживания пришлого населения район Печоры относится к территории II зоны дискомфортности («Крайний Север»), отличающейся экстремально дискомфортными условиями.

Город делится на две основные части – железнодорожную и речную. Поселение в 40-х годах начинали строить как раз с железнодорожной части узники ГУЛАГа. Они прокладывали ветку Северо-Печорской железной дороги. В этом же году на реке Печора возвели пристань Канин Нос. В 1949 году обе части объединились и появился город Печора. Первые постройки – бараки – сохранились до сих пор. Часть из них расселена, но не снесена. Кафельным нутром замызганных кухонь они мертво смотрят на город. Местные развалин не замечают.

«Да они везде эти старые дома. Что на них смотреть? Настроение только портится.  Никому не нужны, стоят и стоят. Разрушаются. Полыхают. Знаете, сколько пожаров? Страдают машины и другие, частные дома. Но всем наплевать. Знаю, что по закону о переселении должны не только жильцов переселять, но и убирать этот хлам, но, видимо, денег хватило только на переселение. По бумагам здесь наверняка все чисто и красиво», - кивает Елена Михайловна на полуразрушенное одноэтажное строение, забитое досками.

Доехать из одной части города в другую – примерно 10-15 минут на общественном транспорте. Железнодорожную и Речную части разделяет огромная промзона. В силу болотистой местности строить дома здесь нельзя. Автобус въезжает в промзону и начинает лавировать между огромных ям, глубина которых явно превышает 30 сантиметров, выезжая порой на встречную полосу. Кондуктор, заметив недоумение, поясняет:

«А по-другому как? Только так. Дорогами вообще никто не занимается. Как ушел старый мэр, который делал все, чтобы было красиво, так про дороги все забыли. Вот и ездит как может», - кивает кондуктор на водителя и добавляет, мол, держитесь крепче и молчите, чтобы язык ненароком не прикусить.

Дороги, разбитые до бетонных плит, можно сказать, украшены проплешинами асфальта. Видно, что даже об умении делать хотя бы ямочный ремонт, может, и слышали, но только не поняли, как делать его правильно.

На глазах жителей города холодный асфальт укладывают в лужу особенно большой ямы и проходятся по ней виброплитой. Льет дождь. Рабочие, ругаясь на ливень, деловито выставляют знаки вокруг «отремонтированной» дыры в дороге. И исчезают. Это единственный ремонт, проведенный в этой части города,  рассказывают проходящие мимо жители. Видимо, кого-то из больших шишек достало колеса пробивать.

В местном паблике по поводу ямочного ремонта тут же прошлись мемом: «Печора. На фото 16 октября. Самое время ремонтировать дороги...»


Коллаж: паблик Типичная Печора

«Ситуация с дорогами? Да никакая. Вы же видите, что здесь творится. Никто не помнит, когда последний раз хоть что-то асфальтировали, так, шлепки асфальта укладывают и успокаиваются. Его разносит за 10 дней, щебень выбивает – и все, снова ездим, как было. За год подвеску полностью меняю два раза. По-другому не выходит», - рассказывает водитель Сергей. Он задумывается и произносит: «Любите экстремальный спорт? Вот если за город выехать в сторону обсерватории – дорога еще ничего. А вот если в сторону колонии № 49 – там быстрее 10 км в час не разогнаться. Грузовики с трудом проезжают. Дорога убита вусмерть. Летом еще ничего, но весной и осенью – это кошмар. Муниципалам это все не нужно. Зачем деньги тратить? И так все ездят»

По словам собеседников, знакомых с ситуацией проведения аукционов по асфальтированию, их просто не объявляли. Ни в этом году, ни в прошлом.

«Деньги в бюджете есть, но тратить их не умеют. Да и вообще, если посмотреть вокруг – чем живет город? Потреблением и торговлей, торговлей и потреблением. Отчасти чуть культурой, спорт у нас есть, борцы прекрасные, все остальное – на уровне ниже среднего», - говорит один из чиновников администрации. Он поясняет, что такого исхода специалистов из администрации он не видел давно: «Кому заниматься аукционами? От такого начальства все бегут, а профи у нас сильные есть. Только их работа никому не нужна. Зачем делать хорошо, если можно не делать совсем – это девиз нашего нового руководства», - поясняет специалист и добавляет, что только за последние 2,5 месяца уволились десятки человек.


Фото: Труд.ру

В Печоре очень много магазинов, между которыми снуют серые люди в черных куртках. Даже в Клубе речников, который белыми колоннами приковывает взгляд, разместились мясной магазин, зооуголок с енотами, лавка с мороженым, город развлечений для малышей и фитнес-зал, не считая мелких лавочек. Как правило, в таких зданиях обосновываются Дома культуры, храня верность традициям коренных народов и развлечению жителей города в национальные праздники. Рядом – контейнер с уменьшенной копией Клуба речников и говорящей рекламой на банере. Выше – полуразрушенные балконы домов, наспех затянутые банерами к 9 мая. О капитальном ремонте здесь не слышали.


Фото: Труд.ру

Парк Победы манит памятником – острые высеченные лица юноши и девушки высятся над Вечным огнем. Площадку застилает листва. Дворника здесь не было давно. Высохшие и утратившие цвет венки сиротливо жмутся с разных сторон мемориала с сотней высеченных в граните имен. Сразу видно, вспоминают о нем раз в год, как, наверное, и о ветеранах.


Фото: Труд.ру

Зато печорцы гордятся своим новым памятником – прямо на берегу реки воздвигнут монумент ветеранам боевых действий и локальных конфликтов. На него два года собирали деньги всем городом. И памятник без отношения к нему власти получился живым и настоящим. Ощущение, что юноша перехватит поудобнее каску, повесит автомат за спиной и шагнет с постамента, не покидает ни на минуту. Еще пять метров за памятником выложена ровная дорожка, а потом асфальт обрывается. Этого места от монумента не видно, видимо, поэтому решили не благоустраивать.


Фото: Труд.ру

О благоустройстве в целом, точнее об его отсутствии, говорит все кругом. Улицы грязные, песок набивается в глаза и уши, прибитая дождями пыль сваливается в комья грязи, дорога у бордюров не вычищалась месяцами. На пешеходных дорожках – моря. Во дворах нет освещения – свет горит в лучшем случае только над подъездами. Над дорогой светят те самые желтые фонари из 90-х. В частном секторе фонарей нет вообще.

«Как мы здесь живем, если темнеет так рано? Уже проще, когда появились мобильники с фонариками. Раньше хуже было, особенно когда повадились крышки люков на металл сдавать. Можно было провалиться и костей не собрать, а сейчас терпимо. Разве где-то бывает лучше? Ну в Москве точно бывает – она же Москва. И в Питере наверняка. А где еще?» - задается вопросом 34-летний Иван. Он несет домой хлеб и булочки, чтобы порадовать супругу.



Фото: Труд.ру


Фото: Труд.ру

Стены домов исписаны граффити, неприличными словами и символами. Они не закрашиваются, а «радуют» своим видом всех проходящих мимо. Спрашиваешь – почему? Отвечают – денег нет.


Фото: Труд.ру


Фото: Труд.ру


Фото: Труд.ру

«У нас был нормальный глава администрации. Все делал. Деньги брал, его за это и посадили, но все делал. У нас тут знаете, как улицы светились, все деревья были в мелких фонариках. Вот идешь, под ногами снег скрипит, а сверху ветви деревьев, унизанные фонарями – настоящая зимняя сказка. Но его убрали и ленты эти светодиодные быстро содрали. А сейчас красота никому не нужна. Он успел парк Дубинина вычистить и обустроить – сделать там детские площадки. Там же натуральный лес был. А сейчас парк. Ну что эта глава? Она ничего не умеет, даже предпринимателей не может толком собрать и организовать. Потому что они ей не нравятся. Как вообще могут личные отношения вставать впереди профессиональной деятельности? Она вся в своих обидах, а страдают-то жители», - рассказывает Олег.

Глава города и администрации Печоры Наталья Паншина не обладает профильным образованием для госслужбы. Она, начав трудовую деятельность с учителя кулинарии, осталась в сфере образования, поднявшись в профессиональной деятельности до директора ПТУ. А на должность главы города, по словам местных депутатов, попала случайно.

Один из народных избранников от «Единой России» города признался, что никто не ожидал, что во главе города встанет технический кандидат, которого двигали власти Республики Коми.

«Вообще, после всех перипетий с руководством, на должность главы города были два кандидата – Виктор Ведрицкас. Это один из наших крупных предпринимателей, владелец дорожной компании, он избирался в госсовет. Но у него было уголовное дело. Он не прошел. И второй – директор ГРЭС Сергей Кислицын. Эти люди знают о городе все. Но в итоге – к власти приходит Наталья Николаевна Паншина, за которой стоят власти Республики Коми.  И, знаете, вот плохо, когда человек ничего не делает, потому что не знает как. Но еще хуже, когда не делает, не хочет и тем самым делает еще хуже. У нас все программы стоят. Бюджет не исполняется – на сентябрь 50%: из-за этого стоят все работы. И страдают жители Печоры. Город грязью зарастает. С мусором проблем немерено, но зато из новостей только то, какие концерты, какие визиты нанесла глава города, где победили борцы. Все. Город умирает, но с этим ничего не поделать, пока у власти такое безвластие», - возмущается народный избранник. Он молчит некоторое время, а потом говорит: «Вот вы уедете, а мы останемся. А когда-то Печора был прекрасным и уютным городом. Но рыба всегда начинает гнить с головы».


Исполнение бюджета Печоры на 1 октября 2018 года. Сайт: Управление финансов МР «Печора»

За восемь километров от города красными огнями в синем закатном небе светятся локаторы обсерватории.

Печорская радиолокационная станция — первая из принятых на вооружение РЛС типа 5Н79 «Дарьял». Входит в российскую систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), контролирует воздушное пространство до северного побережья Аляски и Канады, полностью покрывая Гренландию и частично Исландию.


Фото: Труд.ру


Фото: Труд.ру

По словам таксиста Фаины, здание уходит глубоко под землю, а перед ней – пять КПП с особенным пристрастием. «За первый пустить еще могут. На втором – проверят документы. Дальше – ни за что. Это ж наш щит. Защищает нас от американских ракет», - рассказывает женщина и лихо крутит баранку машины среди печорских дорожных ям.


Фото: Труд.ру

Она подмигивает и говорит: «Все же от людей зависит, а люди у нас добрые. Потому что на севере без взаимопомощи не выжить».

Поэтому, каким бы ни был серым и ужасным город вокруг, люди, живущие в нем, каждый день стараются найти свое счастье, и будни в этом сером городе не озлобили их сердце. И если вдруг вас занесет в Печору, то сами в этом убедитесь. Точно так же, как и наш корреспондент.