Нежеланная «цифра»

Минцифры замораживает программу подключения российских школ к Wi-Fi. А нам и без вайфая есть о чем переживать

Прозвучавшая на днях новость о том, что Минцифры замораживает программу подключения российских школ к Wi-Fi, вряд ли привлекла особое внимание: нам и без вайфая есть о чем переживать. Тем более сделавший это заявление министр Максут Шадаев заверил: нет-нет, никакого форс-мажора, просто мы досрочно завершили пилотную часть проекта, в которой приняли участие 16 регионов. 9 тысяч школ уже получили Wi-Fi, посмотрим, как они его используют. А потом, как и планировали, пилот распространим на все регионы.

Но вряд ли кто-то, включая самого министра, верит в реальность этих планов. И не только нехватка денег тому причиной. Хорошо помню, как этот проект начинался. В 2017 году, после заявления президента, что развитие цифровой экономики в современной России по своей значимости сопоставимо со строительством железных дорог в конце XIX века или с электрификацией страны в начале XX, ведомства поняли: на «цифру» будут давать деньги, и немалые! В череде нацпроектов, возникших тогда, одним из самых амбициозных был «Образование», назвавший целью вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. На такое не жаль и запрошенных 784 млрд рублей.

Десятая часть этой суммы должна была пойти на создание «Цифровой образовательной среды» (ЦОС). Вот для нее-то и нужен скоростной местный интернет — Wi-Fi, позволяющий школам организовывать свою закрытую локальную сеть. Некий виртуальный учебный кампус, снабженный внешними фильтрами, ограничивающими доступ «куда не надо». А еще позволяющими устанавливать современные системы охраны: они, как и электронный документооборот, тоже элементы ЦОС.

Охранник у компьютера при входе, камеры видеонаблюдения — эта часть проекта удалась лучше всего. С электронным журналом вышло похуже. Родители помнят, как долго порой приходилось ждать оценок и домашних заданий. Многие учителя по старинке в классе заполняли бумажный журнал, а потом, когда дойдут руки, переносили из него данные, делая, по сути, двойную работу.

Ну и совсем непросто шло создание той самой образовательной среды. О многих просчетах мы, возможно, так бы и не узнали, если б не пандемия. А точней, вызванный ею продолжительный школьный дистант, ставший настоящим кошмаром и для учителей, и для родителей. Созданные к тому времени образовательные платформы: Российская и Московская электронные школы (РЭШ и МЭШ), «Яндекс.Учебник», «Учи.ру» и другие то и дело сбоили. Облачные программы для проведения онлайн-видеоконференций, рекомендованные Минпросвещения, не справлялись, а Skype и Zoom были под запретом: Какая уж тут образовательная среда! Проект ЦОС откровенно забуксовал, как ни пытались чиновники Минпросвещения и Минцифры объяснять, что школы не переходят на онлайн-обучение, что «цифра» лишь помощник, а не замена учителю...

Ну а тут подоспел 2022 год: спецоперация, санкции, новые запреты по доступу к контенту, исключение российских вузов из международной Болонской системы, перебои с финансированием. Думаю, Минцифры недолго выбирало, на каком проекте сэко-номить. И заморозило программу подключения школ к Wi-Fi.

А вот военкоматам повезло больше: по словам все того же Максута Шадаева, в 2023 году все военные комиссариаты будут подключены к защищенному интернету и к сети Минобороны. Мог бы и не уточнять: что военкоматы сейчас важней школ, мы и так знаем. Как и про эффективность в деятельности комиссариатов.