Новости
Главная Культура 00:08 28 Октября 2022 14794
Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!

Самую народную из своих ролей Анатолий Папанов почему-то не слишком жаловал…

Виктория Пешкова
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

1983 год. Одесса. Раннее, но уже жаркое августовское утро. Под киоском с вывеской «Театральная касса» терпеливо стоит очередь, хотя до открытия еще три часа. Самые предусмотрительные здесь — со вчерашнего вечера. Я добралась к пяти утра и стала лишь 127-й. В сумме эти цифры дают десятку, и я пытаюсь в этом уловить отблеск удачи. Никто не торопится ни на пляж, ни на работу. И то и другое никуда не денется, а московский Театр Сатиры приехал на гастроли всего на неделю. В афише семь спектаклей, один другого лучше. Но в очереди все мечтают о заветных билетиках на «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» с Мироновым и на «Гнездо глухаря» с Папановым. С первым понятно: спектакль к тому времени уже стал легендой. А вот на хорошую, но не выдающуюся пьесу Виктора Розова публика устремилась исключительно ради того, чтобы живьем увидеть горячо любимого Лелика...

Кадр из к/ф «Бриллиантовая рука». Фото: globallookpress.com

Несмотря на невероятную кинопопулярность, Папанов считал себя в первую очередь актером театральным. Всю жизнь был верен одной сцене — Театру Сатиры. Здание бывшего цирка братьев Никитиных, где театр обосновался в конце 1920-х, вмещает чуть меньше тысячи зрителей. Вроде бы немало. Но если припомнить ту многомиллионную аудиторию, что собирала каждая кинолента с участием любимых артистов, станет понятно: эта неполная тысяча — капля в море.

К слову, мне тогда повезло. На «Гнездо глухаря» билет купила, а на «Фигаро» удалось поймать лишний на дальних подступах. В пьесе Розова Папанов играл нестарого еще профессора, ничем не интересующегося, кроме карьеры, даже от собственных детей отгородившегося пустыми, пафосными фразами. Этот профессор Судаков был так не похож на киноперсонажей Папанова, что по залу время от времени пролетал взволнованный шепот — зрители сравнивали актера на сцене и на экране, удивляясь многогранности его таланта.

Много позже мне попала в руки книга, посвященная Анатолию Дмитриевичу, где об актере рассказывали те, кто близко его знал. Жена Папанова Надежда Юрьевна Каратаева, служившая вместе с ним, вспоминала: «Он страдал в рамках одного театра. С одной стороны, Плучек (в то время главный режиссер Театра Сатиры. — „Труд“) давал ему интересные роли, с другой, репертуар нашего театра был ему тесен. Анатолию Дмитриевичу хотелось сыграть короля Лира и какую-нибудь драматическую роль из русской классики. Несколько десятилетий проработав в Театре Сатиры, он заранее знал, как Плучек будет репетировать, что скажет: Но уйти не захотел».

Недополученное в театре можно было «добрать» в кинематографе, но и там режиссеры предпочитали больше эксплуатировать комедийный дар артиста. В кино Анатолий Папанов сыграл более 70 ролей. Сниматься начал еще подростком в конце 30-х — в эпизодических ролях, зачастую даже не попадая в титры. Конечно, юноше хотелось чего-то помасштабней. Но студента ГИТИСа на съемочной площадке никто видеть не хотел, хотя послевоенному советскому кино отчаянно не хватало актеров-мужчин. В конце концов молодой артист решил, что он не киногеничен, и перестал ходить на пробы.

И как сложилась бы судьба Папанова, если бы не Рязанов? В 1961 году он приступил к съемкам картины «Человек ниоткуда». Ему нужен был актер сразу на четыре персонажа. Кто-то посоветовал Папанова, и Эльдар Александрович отправился в Театр Сатиры на «Дамоклов меч», где артист играл одну из главных ролей. Пригласил Папанова на пробы, но тот уперся: не пойду! Слишком часто его вот так же звали, а потом отдавали роль другому. Но Рязанов уговорил-таки Папанова. И артист сыграл в фильме ученого-бюрократа, вождя первобытного племени, актера театра трагикомедии и спортсмена-дебошира. Такой вот колоритный «букет» преподнес режиссер артисту, став его киноотцом.

Анатолий Дмитриевич действительно так называл Рязанова, вернувшего артисту веру в свои силы. И на свет появились скульптор Николай Васильевич из «Приходите завтра...», комбриг Серпилин из «Живых и мертвых», доктор Бондаренко из «Детей Дон Кихота». Герои, казалось бы, непохожие, но обладающие умением принимать непростые решения и брать на себя ответственность. «Меня привлекли в Папанове тонкость, глубина, умение заглянуть в сокровенные уголки души своего героя», — признавался режиссер «Детей Дон Кихота» Евгений Карелов. Драма влекла артиста куда сильнее, чем комедия, но не зря говорят, что заставить человека искренне засмеяться гораздо труднее, чем довести его до слез. Именно Рязанов помог раскрыться комедийному дарованию Папанова.

«Человек ниоткуда» настолько опередил свое время, что ни критика, ни публика к такому фильму оказались не готовы. Но неунывающий Рязанов пригласил актера и в свою следующую картину — «Дайте жалобную книгу». А затем и в фильм «Берегись автомобиля». Актерский ансамбль там был подобран исключительный: Смоктуновский, Ефремов, Евстигнеев, Аросева, Миронов, Жженов. Но и Папанов не затерялся: публика запомнила его бодрого дачника-огородника, торгующего «кулубникой, выращенной своими собственными руками», Семена Васильича Сокола-Кружина, который «за взятки не то что зятя, родную дочь сотрет в порошок». Артист тепло вспоминал эту роль: «Вроде бы и комическая, но и глубокая — на словах идейный, честный человек, а на деле — жулик, спекулянт, умелый демагог: Было где развернуться фантазии, придумать облик его — повязанная носовым платком голова и галифе, заправленные в носки; его черты, манеры, грубые интонации и лошадиный смех».

А через два года, в 1968-м, на экраны выйдет гайдаевская «Бриллиантовая рука», и Лелик станет самым узнаваемым персонажем Папанова. И, пожалуй, самым любимым публикой: «Я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный, — вспоминал Анатолий Дмитриевич. — Тем, что получилось в фильме, я недоволен. Видимо, было несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными. Обидно, что зрители часто вспоминают среди других моих работ именно эту». И огорчало его именно то, что публике так нравилась роль, сделанная, что называется, в одну краску. Вспоминая о Лелике, он нередко цитировал своего героя: «Шеф, все пропало!»

Папанов был дружен не только с музами театра и кино, но и с их сестрами — мультипликацией, радио, эстрадой, считая каждую достойной самого серьезного отношения. Волновался перед выступлениями и записями. Мультики озвучивал с радостью, сравнивая их с новогодней елкой — яркой, веселой, нарядной. На эстраде никогда не играл «вполноги», в заводском клубе выкладывался так же, как и во Дворце съездов. И каждый свой концерт заканчивал четверостишьем:

Не знаю, сколько жить еще осталось,

Но уверяю вас, мои друзья,

Усталость можно сохранить

на старость -

Любовь на старость отложить нельзя.

А мы любовь к вам и не откладываем, Анатолий Дмитриевич!

L'FDA ha chiarito i requisiti cGMP per le strutture di compounding, ha pubblicato domande frequenti e documenti di orientamento per la Sezione 503B.6 In base all'orientamento originale, un farmaco era considerato adulterato se non prodotto in conformit? alle cGMP (21 CFR [Code of Federal Regulations] Parte Questo 210 [cGMP nella produzione, lavorazione, confezionamento o detenzione] e Parte 211 [cGMP per i prodotti farmaceutici finiti]).6

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12371
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7782
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7510
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6804
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6578
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?