И КТО ЕГО ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН СЧИТАЕТ?

На днях в одной уважаемой газете появилась статья под интригующим заголовком "Несколько слов в защиту российского рынка газа". В качестве автора выступил председатель Федеральной энергетической комиссии России Андрей Задернюк.

От кого и зачем понадобилось высокопоставленному чиновнику защищать российский рынок газа? Оказывается, в сущности, от Газпрома - уникальной структуры, которая даже в труднейших экономических условиях продолжает, как и прежде, надежно обеспечивать Россию газом, планомерно, при всех трудностях, ведет газификацию регионов.
Чем же недоволен г-н Задернюк? Тем, что добыча газа в стране снижается, а в то же время (цитирую) "заключаются все новые и новые долгосрочные экспортные контракты - на поставки газа в Нидерланды, Германию, Италию, строятся новые экспортные направления газовой трубы Ямал-Европа, газопровод в Турцию "Голубой поток"...
Читая подобные откровения, хочешь спросить автора: зачем ему, хорошо информированному главе федерального ведомства, прикидываться дилетантом? Ведь не может же А. Задернюк не знать, что именно ОАО "Газпром" обеспечивает пятую часть валютной выручки и до четверти налоговых поступлений в государственный бюджет России. Газовая промышленность выступает, по существу, крупнейшим донором российской экономики. Она поддерживает остальные отрасли и население беспрецедентно низкими ценами на газ и невольно "кредитует" их в форме огромного долга потребителей: в 1999 году он составил почти четвертую часть федерального бюджета.
Общеизвестно и то, что исторически газовая промышленность России была сориентирована на европейский рынок. Российский газ поставляется в 19 стран Европы (без учета СНГ). По заключенным взаимовыгодным контрактам (со сроками окончания в 2010-2015 годах и далее) при благоприятной рыночной конъюнктуре поставки нашего газа могут еще более возрасти.
Неужели А. Задернюк об этом запамятовал, как и о том, что российское правительство придает особое значение зарубежным газовым проектам, в том числе "Голубому потоку", реализация которого позволит напрямую, минуя третьи страны, поставлять российский газ на турецкий рынок через акваторию Черного моря? Напомним: в рамках этого долгосрочного проекта Турция получит в течение 25 лет 365 миллиардов кубометров газа на сумму примерно 25 миллиардов долларов. Недавно, будучи в Турции, я услышал на трассе строящегося газопровода Самсун-Анкара весьма высокую оценку проекта "Голубой поток" из уст нашего премьер-министра Михаила Касьянова. Этот проект не только принесет существенную прибыль российской казне, но и даст мощный импульс социально-экономическому развитию, газификации Ставропольского и Краснодарского краев.
Главу ФЭК, похоже, это не очень трогает. Удивительным показался мне и пассаж о том, что в нашей стране нет смысла заменять газ в электроэнергетике на альтернативные виды топлива, которые, дескать, и дороже, и экологически нечисты.
Давайте разберемся с этим по существу. За последние годы доля газа в структуре потребления первичных энергоресурсов выросла с 42 до 49,2 процента, причем в котельно-печном топливе - с 58 до 68,3 процента. Между тем удельный вес газа в запасах ископаемых углеводородов России составляет всего лишь 27 процентов. Такое положение стало возможным благодаря значительным инвестиционным вложениям в развитие газовой отрасли в 80-е и начале 90-х годов. Действовавшая до сих пор так называемая "газовая пауза" должна была способствовать внедрению энергосберегающих технологий в отраслях ТЭК. Этого не произошло, и сегодня газовики из-за нехватки средств уже не могут поддерживать сверхвысокую долю газа в топливно-энергетическом балансе страны. Ажиотажный спрос на "голубое топливо" ведет к еще большим перекосам в этом балансе. Начиная с 1990 года доля мазута в структуре потребления топлива тепловыми электростанциями сократилась почти на треть, а использование угля - на 40 процентов. Удельный вес газа стал, наоборот, неоправданно высок, гораздо выше, чем в других развитых странах, что создает угрозу энергетической, а значит, и экономической безопасности России.
Низкие цены на газ стимулируют его расточительное потребление, чему в известной мере содействовал и г-н Задернюк. Ведь цены на природный газ у нас регулирует отнюдь не Газпром, а Федеральная энергетическая комиссия. С 1 октября 1996 года ФЭК фактически заморозила их на три года. За это время Газпром фактически недополучил 135 миллиардов рублей выручки. Оптовые цены на газ сейчас в три-шесть раз ниже, чем на мазут, и в полтора раза ниже, чем на уголь. Незначительное повышение цен в ноябре прошлого и в мае нынешнего года ситуации не изменило. Ажиотажный спрос на газ продолжается. Сжигаем (с благословения не в последнюю очередь руководителей ФЭК) ценнейший продукт в топках электростанций, хотя, если подойти с умом, можно и нужно использовать его гораздо продуктивнее. Известно, что применение газа на нетопливные нужды дает экономию топливных ресурсов, к примеру, в два раза при выпечке хлеба, в девять раз при изготовлении стекла, увеличивает экономический эффект при производстве меди в три раза, а цемента и кирпича - в пять раз.
Но непонятно почему А. Задернюк возражает против ускорения перехода на использование альтернативных видов топлива, прежде всего угля, на электростанциях, хотя его в России хватит на сотни лет, а природного газа - лишь на десятки. Поистине странная позиция федерального чиновника, который по своей роли призван прежде всего блюсти государственные интересы.