08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРЕОДОЛЕНИЕ БЫЛЫХ СОБЛАЗНОВ

Королев Александр
Опубликовано 01:01 28 Ноября 2000г.
Как уже сообщал "Труд", в Москве, в "Президент-отеле", состоялся "круглый стол" (научно-практическое совещание) "Церковно-государственные отношения на рубеже XX-XXI веков", инициаторами проведения которого выступили Администрация президента Российской Федерации и Историко-правовая комиссия Русской православной церкви совместно с Макариевским фондом. Комиссия и фонд образованы сравнительно недавно и возглавляются митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием - нашим сегодняшним собеседником.

- Ваше Высокопреосвященство! "Круглый стол" рассмотрел проблематику церковно-государственных отношений на рубеже веков. Почему именно этой темой открылась работа возглавляемой вами Историко-правовой комиссии Русской православной церкви?
- В год 2000-летия Рождества Христова это научно-практическое совещание задумывалось не только как одно из юбилейных мероприятий, в рамках соответствующей общероссийской программы. Интерес к проведению "круглого стола" как со стороны Церкви, так и со стороны государства обусловлен был тем, что здесь встретились практики: представители епископата и священнослужители Русской православной церкви, представители властных федеральных структур - прежде всего Администрации президента Российской Федерации, государственных органов, политики, ученые, деятели культуры. И все они, я повторяю, - практики, поскольку одна из целей диалога - конкретно и позитивно повлиять на дальнейшее развитие церковно-государственных отношений, что, безусловно, должно способствовать укреплению общественного взаимопонимания и мира.
Поскольку миротворчество является одним из краеугольных принципов церковного служения, миссии Церкви, то вполне понятно, что в вопросе церковно-правовом и церковно-историческом все здравые силы призываются к диалогу и сотрудничеству самой же историей. Не случайно Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в октябре нынешнего года была образована постоянно действующая Историко-правовая комиссия. В ее компетенцию по самому определению входит не только историческое осмысление, но и правовое обеспечение церковно-государственных отношений. Это далеко не единственная точка приложения творческого и научного потенциала комиссии, а проведенный "круглый стол" - не первое из общественно значимых наших дел. Так, по благословению Священноначалия, уже состоялась (впервые в уходящем веке) историко-этнографическая конференция, посвященная русской национальной традиции, нашему народу - "Православие и культура этноса". Ее провел Институт этнологии и антропологии РАН при участии Историко-правовой комиссии.
- Наверное, и вы, Владыка, согласитесь, что в одночасье решить все сложности в такой тонкой сфере, как церковно-государственные отношения, невозможно?
- Действительно, проблемы накапливались десятилетиями, и сфера эта чрезвычайно деликатна.
В Патриаршем приветствии участникам "круглого стола" наша Церковь верно названа "Церковью большинства", поскольку она окормляет большую часть граждан России. Это требует от нас сформулированного, грамотного ответа на вызов времени, а полнота ответа будет во многом зависеть от того, какие принципы лежат в основании церковно-государственных отношений.
За последние годы изменилась не только Россия, изменилось не только государство, но начался процесс возрождения полноты церковной жизни, изменились и церковно-государственные отношения. И если каких-нибудь 15 лет тому назад единственной официально-допустимой связью Церкви и государства был Совет по делам религий и его уполномоченные на местах, то сегодня Церковь и государство вряд ли смогут в реальном масштабе обойтись без взаимопомощи в таких областях, как гуманитарные, и прежде всего исторические, научные исследования, просвещение, изучение, охрана и реставрация культурного наследия, здравоохранение, социальное и благотворительное служение, окормление военнослужащих, духовно-воспитательная работа с осужденными. И залогом успеха на этом пути является настойчивая и кропотливая совместная работа представителей Церкви и органов власти, терпение и мудрость, трезвость оценок и готовность к диалогу ради церковного, а значит, народного блага и процветания России. Последнее, безусловно, важно и для внутрироссийской политики нашего государства.
- На совещании не раз звучала мысль, что Церковь и государство по существу своему разноприродные явления. Как вы прокомментируете это?
- Бесспорен факт, что церковный организм неподвластен стихиям мира. Церковь основана непосредственно Самим Богом - Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в заботе об их земном благополучии. Но как Богочеловеческий организм, имеющий социальную, историческую составляющую, Церковь соприкасается с миром, в том числе и с государством. Так и государство, существующее для устроения гражданской жизни, взаимодействует с Церковью. Об этом говорится в принятых юбилейным Архиерейским Собором Основах социальной концепции Русской православной церкви.
Таким образом, хотя происхождение, природа и предназначение Церкви и государства - разные, у них одно общественное призвание - взаимопомощь: без давления, без подмены друг друга, без административных нажимов и самодовлеющих тенденций, без попыток ограничивать или поглощать свободу и предназначенные функции. Что касается нашей страны, думаю, нет ничего, что могло бы сравниться с исторической ролью Православия в деле формирования России как государства и русских как нации. Эта связь очень глубоко и живо ощущается нашими соотечественниками.
- Но эта связь всякий раз разрывалась, когда предпринимались попытки слияния Церкви и государства.
- Церковь должна быть реально отделена от государства. Многовековая идея русского верующего народа о "симфонии Церкви и государства" ни в коем случае не предусматривала их объединение в единый организм, ни тем более взаимное подчинение. В этом отношении возникающие время от времени идеи воссоздания в том или ином виде государственного органа, контролирующего или регламентирующего деятельность Церкви, представляются малоперспективными, что подтверждается и двухсотлетним опытом Синодальной эпохи и тем более опытом советского периода. При этом, конечно, Церковь в своей социально-общественной, экономической и иной не-сакральной деятельности является объектом государственного права. Но у Церкви и государства есть и общие задачи, ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом в радостях и испытаниях. Знаменитый миссионер ХХ столетия митрополит Нестор (Анисимов) верно замечал: "Церковь отделена, но не удалена от государства".
- Современная правовая ситуация такова, что светское государство официально не связано какими-либо обязательствами ни с одной религиозной организацией. Однако сотрудничество с Русской православной церковью есть, оно существует как положительное явление. Более того, такое сотрудничество, имея свои сферы, основано на невмешательстве в дела друг друга. Это, кстати, подчеркнуто не только в послании Святейшего Патриарха, но и в приветствии руководства президентской администрации участником "круглого стола". В чем же тогда проблема?
- Сотрудничество Церкви и государства тем более важно сегодня, что во всем мире и в нашем Отечестве идут новые, подчас очень опасные процессы размывания традиционных нравственных, культурных, да и государственно-исторических норм и устоев. Интеграция мировой экономической жизни сопровождается и глубочайшими процессами разделения, затрагивающими все сферы жизни, в том числе и жизнь частного человека. Попытка подменить нормы морали нормами права неумолимо ведет к падению не только частной, но и общественной нравственности; нарастают кризисные процессы в демографии, в семейной жизни, во многих иных важнейших сферах. Конечно, Церковь не остается равнодушной к происходящим в обществе процессам, но проблема в том, что само наше общество еще не до конца осознало и значение Церкви в своей жизни, и ее огромный духовный потенциал, и ее многовековой опыт.
Вот почему юбилейный Архиерейский Собор, став в этом отношении своеобразным "детонатором", поставил на повестку дня множество актуальных вопросов. Среди наиболее злободневных в комплексе церковно-государственных отношений, требующих разрешения, - вопрос имущественный. Не менее важно осмысление и выработка рекомендаций по принципам церковно-государственных отношений, и опять же в части, которая касается историко-правовых аспектов возвращения церковной собственности. Ведь чтобы не нарушить бесценную сокровищницу национального культурного достояния и уже сложившееся правовое поле, как от церковных, так и от государственных структур требуется детальное изучение, совершенствование правового механизма и учет всех возможных подходов в решении этого вопроса. Творческое использование исторического опыта позволит не только уточнить понятия и определить смысл, но и оптимально выстраивать отношения между Церковью и государством в будущем. И здесь я не могу не процитировать одного из участников состоявшегося "круглого стола": "Когда возникает такое высокое понятие, как Родина, - интересы общие". Думаю, любой гражданин, кому Россия действительно родная страна, полностью согласится с этими словами.
- И последний вопрос. Есть ли какие-то конкретные итоги совещания?
- Еще когда только рассматривалась идея "круглого стола", было решено не обременять общественность "протокольными" и итоговыми документами. Важен сам факт состоявшегося диалога, порой жесткого, но откровенного. Более того, планируется и впредь проводить подобные встречи, где государство и Церковь будут, как и сейчас, равноправными участниками.
Это убеждает нас в том, что многие соблазны вчерашнего дня удастся благополучно преодолеть. Церковь не дерзнет брать на себя функции, принадлежащие государству. Политики прекратят рассматривать Православие как временную составляющую их партийных программ. Государство избежит соблазна вторгаться в каноническую жизнь и нарушать естественную дистанцию между собой и Церковью. Общественная мысль не будет реанимировать идею некоего посредника между светским государством и церковным сообществом, стараясь оттеснить нашу Церковь на обочину жизни.
Хотелось бы верить, что наступление нового века положит начало новым отношениям Русской православной церкви и Российского государства, основанным на взаимном уважении и доверии, глубоком осознании ответственности перед нашим народом, перед Россией.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников