БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ РЫБА

Сегодня православные христиане вступают в Рождественский пост, предваряющий светлый праздник Рождества Христова. Радостно это событие, потому и предшествующий ему пост-светлый, не строгий: благословляется рыба (кроме среды и пятницы). И только в Рождественский сочельник - канун праздника Рождества Христова - пост приобретает значение строгого, когда верующие воздерживаются от пищи до вечерней звезды, а затем им благословляется вкушать только сочиво (коливо) - подслащенную рассыпчатую постную кашу, сваренную из чистых пшеничных зерен, и взвар - напиток, приготовляемый из яблок, груш, слив и других плодов... И нынче хороший случай еще раз поразмышлять над тем, почему православным важно соблюдать церковные установления, связанные с воздержанием в пище, с подавлением греховных привычек в повседневной жизни.

Маленький ребенок не понимает, почему ему нельзя лазить на подоконник или садиться за стол, не помыв рук.
Он сначала просто слушается маму, а уже позже, когда подрастет, пожнет плоды своего воспитания. Хорошо, когда и взрослые чада, в простоте и особо не мудрствуя, слушают свою Мать-Церковь и выполняют то, что она установила для них: соблюдают посты, читают положенные молитвы. Но как бывают в семье капризные дети, которые хотят выйти из-под маминого руководства, так и некоторые церковные чада, случается, задают детский вопрос: а что мне за это дадут? Или в более взрослом варианте: а какой в посте прок?
Напомню, что пост - это, во-первых, испытание нашей верности. Нашего сыновства, нашего послушания Церкви, признание ее святости. В Символе веры мы произносим: "Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". То есть верим, что Церковь свята и установления ее святы.
Друг Алексея Степановича Хомякова, русского философа и литератора, вспоминал о нем: "С юности и до самой кончины он неуклонно соблюдал церковные установления. В Париже, где в первый раз он был еще в молодых летах, им во время Великого поста не был нарушен строгий пост. Хомяков рассказывал, что когда в Петербурге он был юнкером и потом офицером, товарищи его, мало знавшие установления своей Церкви, говаривали ему: "Уж не католик ли ты, что так строго соблюдаешь посты?" - Он это делал не потому, что считал сухоядение верным путем ко спасению, а потому, что посты установлены нашею Церковью, что он не признавал за ее исповедниками права самовольно изменять ее установления... " (А.И. Кошелев).
Кто признает материнскую власть Святой Церкви и отвечает сыновним послушанием, тот пребывает в Церкви, как в родном доме. Как послушное дитя счастливо безграничной материнской любовью, миром собственного сердца и всеми благами родного дома, так и послушные церковные чада особенно счастливы миром и покоем, которые дает им церковная жизнь.
Мы хотим совершать поступки хорошие, сердцем тяготеем к добрым делам, а себялюбивая своекорыстная плоть желает иного: нежиться в лени, потакать своим греховным привычкам. И поэтому, чтобы ослабить неблагодатную власть плоти, мы с помощью поста ограничиваем ее требования, смиряем ее. А если ее не ограничивать, то на удовлетворение своих прихотей она заберет все наше время, все силы. Что же останется душе?
"Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны", - читаем у Апостола. Усмирение плоти умертвляет и грех. "Чего только не исцеляет пост! Какого душевного недуга не уничтожает! Изгоняя пресыщение и надменность, он обновляет сердце, уничтожая роскошь, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, снимает бремя вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие... " (святитель Иоанн Златоуст).
Пост приучает человека к дисциплине, ущемляя плоть, дает власть духу. Даже нецерковный мир признает, что жизнь не может осуществляться без лишений. Не имеющий религиозного поста, он создал себе свой "пост", который позволяет держаться "в форме", владеть собой. Это различные диеты, спорт, тренажеры. Правда, все эти мероприятия помогают только прожить жизнь, но не приобрести вечности.