РУССКАЯ ТРОПА, КОТОРУЮ ПРОКЛАДЫВАЕТ ВТО

Всемирная туристская организация доверила возглавить свой исполнительный комитет в 2003 году России. Корреспондент "Труда" встретился с заместителем министра экономического развития и торговли Владимиром СТРЖАЛКОВСКИМ, который с 1 января приступит к обязанностям председателя исполкома ВТО.

- Владимир Игоревич, в былые времена по Москве сновали вереницы автобусов с иностранцами. За последнее десятилетие мы от этой картины отвыкли...
- Это ошибочное наблюдение. В прошлом году Россию посетило больше иностранных туристов, чем их бывало в Советском Союзе в самые удачные годы. В Санкт-Петербурге не хватило гостиниц для приема всех желающих.
- Гостиниц вообще или отелей достойного уровня?
- В Москве и Петербурге дорогие четырех- и пятизвездочные отели ничуть не хуже западных. Не хватает недорогих - класса "три звезды". И зачастую из-за позиции местных властей. Им предлагают построить гостиницу, которая будет приносить доход городу, а они хотят именно на этом месте возвести очередной торговый центр. К счастью, есть и люди, понимающие важность проблемы. Например, мэр Геленджика Озеров сумел убедить предпринимателей, что цивилизованный бизнес выгоден всем, и вместе они буквально преобразили город.
- В фильме "Особенности национальной охоты" типичный иностранец за приличные деньги развлекается стрельбой. Охота и другой "экстрим" - действительно самый привлекательный для них вид туризма в России?
- В Мурманской области построено много частных домов и мини-лагерей, куда народ приезжает специально на рыбалку. На Камчатку, в среднюю полосу Сибири едут охотники. Многие любят пройтись на катере по Байкалу, пожить в окружении чудной природы. Но там не хватает мест для размещения, а деловые люди не торопятся вкладывать деньги из-за очень короткого туристского сезона - всего 2 - 2,5 месяца.
Наша природа вообще привлекает путешественников, особенно Камчатка со своими вулканами, гейзерами. Но там турсервис нужно развивать очень осторожно, чтобы не нарушить уникального естественного порядка. Поэтому каждый гостиничный проект согласовывается с Министерством природных ресурсов.
- Говорят, у нас можно покататься даже на боевом истребителе...
- Одно время была компания, которая рекламировала туризм с использованием военной техники...
Но я бы все-таки сказал, что и для иностранцев, и для наших туристов Россия в большей степени привлекательна не "экстримом", а своими достопримечательностями, особенно культурно-историческими. Не случайно наибольшей популярностью пользуются Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца.
- Но не только к нам едут иностранные туристы, многие россияне теперь тоже путешествуют по дальним странам. И, к сожалению, нередко сталкиваются с дискриминацией: их могут поставить, как говорится, во вторую очередь в обслуживании. Как можно изменить такую ситуацию?
- Вообще-то российского туриста за границей любят. Он и номера выбирает пусть не намного, но все-таки более дорогие, чем немцы или французы. И в барах, ресторанах, на пляжах, в магазинах денег оставляет намного больше. Но, к примеру, у многих немецких туроператоров в зарубежных гостиницах есть либо собственность, либо долевое участие, и, стало быть, их туристы там не простые потребители услуг, а, можно сказать, частичные хозяева. Немаловажна и немецкая дисциплинированность - у них более жесткие договоры, четкая своевременность оплаты. А у нас на рынок выходит большинство туроператоров мелких, профессионально неподготовленных, не имеющих средств на предоплату и в нынешних правовых условиях ничем не отвечающих за результат своего труда ни перед потребителем, ни перед партнерами. Такой бизнес не может вызывать большого уважения, и это сказывается на российских туристах.
Мы сталкиваемся с массой случаев, когда наши граждане, купившие тур, приезжают в гостиницу, а их там никто не ждет. Есть фирмы, которые длительное время обманывают своих покупателей, некоторые пытаются работать и рекламировать себя, не имея лицензии. Например, "Москва-тур" - вроде фирма известная, а на самом деле жалоб на нее набралось уже несколько десятков килограммов.
Пользуясь случаем, хочется предостеречь людей: отправляясь за путевкой в турфирму, обратите внимание, в каком офисе вас принимают. Если это каморка в какой-нибудь подворотне, не принимайте такую фирму всерьез и не верьте россказням, что она на своем обустройстве экономит деньги клиентов.
При покупке путевки вам на руки обязаны выдать два билета - туда и обратно. В билетах должны быть указаны: название авиакомпании, аэропорта, время вылета; в путевке - трансфер, категорийность, название и услуги гостиницы. Если хоть одно из этих условий не оговорено, то, скорее всего, ваш туроператор до последнего дня бегает и ищет, на каком бы самолете вас отправить и где бы поселить. Правда, должен заметить, что существует система дешевых туров, когда оговаривается лишь категория (две или три "звезды") без указания конкретной гостиницы. Это надежный, уже отработанный вариант.
Бывает, люди, увидев рекламу турфирмы, приходят покупать путевку, не зная, что имеют дело с обществом с ограниченной ответственностью. И когда к этому обществу накопится много претензий, фирма быстренько может закрыть его и открыть лицензию на новое, и за безобразия спросить не с кого. Поэтому туристам, если они хотят быть уверенными в том, что в путешествии к ним отнесутся как к серьезным потребителям услуг, лучше покупать путевки в крупных фирмах, работающих в сфере турбизнеса по 10 и более лет.
Но для объективности должен сказать, что и туристы не остаются в долгу - у нас появилось немало таких "профессиональных путешественников", которым хочется не только красиво отдохнуть, но на этом еще и... заработать. Они едут за границу и выискивают любые предлоги, чтобы не только вернуть свои деньги, но и отсудить штраф с турфирмы. Один турист, например, в своей претензии написал, что, купаясь на Майорке, он, как бы это помягче сказать, наелся фекалий и через несколько дней почувствовал себя плохо. Где он их нашел и зачем глотал, непонятно, но возмещения ущерба он запросил на 100 тысяч долларов. Бывают и такие "жалобы": три дня я находился в тяжелом опьянении, поэтому не завтракал и не ужинал, прошу вернуть деньги за неиспользованное питание. Масса случаев, когда люди не приходят на трансферты или экскурсии, а потом требуют деньги назад. Так что потребитель у нас тоже не такой уж белый и пушистый.
- А могли бы вы нарисовать социальный портрет российского туриста?
- Ежегодно за рубеж по туристическим путевкам выезжает около 4 миллионов россиян (это немало, но немцам мы уступаем ровно в 10 раз). Примерно 35 процентов из них - шоп-туристы, едущие за товаром в основном в Китай, Польшу, Таиланд, Арабские Эмираты, Турцию, реже в Финляндию и другие страны. Очень популярны стали поездки в Бельгию и Германию за автомашинами. Что касается настоящего туризма, то путешествуют и отдыхают в основном женщины, и чаще - с детьми. Наверное, оттого, что их у нас вообще побольше, чем мужчин, а еще потому, что они меньше заняты на работе, да и по природе своей более любопытны. Вторые по количеству - семейные пары. А реже всех ездят, к сожалению, пожилые люди. Это печально и с точки зрения турбизнеса - потому что они могли бы заселять гостиницы в невостребованный сезон, ведь солнце им все равно противопоказано; и с точки зрения чисто человеческой - старикам полезно было бы подышать свежим воздухом на природе в компании своих ровесников. Но доходы большинства наших пенсионеров - нищенские - на хлеб-молоко бы хватило. Не до путешествий. Исключение составляют только те, за кого платят дети. Так что отдыхает у нас народ в основном в возрасте от 30 до 40 лет.
- Многие страны живут на деньги, получаемые от туризма, а в России кому, кроме частного бизнеса, интересно его развитие?
- Государству, конечно. Ведь это же живые деньги. Понимают это и губернаторы. Например, в Краснодарском крае Александр Ткачев, заступив на этот пост, дал понять, что туризму будет уделено не меньше внимания, чем, скажем, сельскому хозяйству. Приятно работать с подмосковной администрацией Бориса Громова. Есть и еще масса примеров, так что туризм у нас - дело не только частников.
- А что может означать тот факт, что Россия теперь будет возглавлять ВТО для простого россиянина?
- Такой факт говорит прежде всего о том, что мировое туристское сообщество признало Россию страной, благоприятной и интересной для туризма. Это прекрасная реклама, благодаря которой, мы надеемся, иностранных туристов у нас станет еще больше. Следовательно, увеличится число рабочих мест и пополнится бюджет, в выигрыше будут и авиакомпании, и гостиницы, и музеи, и театры, и торговля.
Такое признание поможет решить визовые проблемы. Мы, кстати, уже почувствовали, что многие страны к нам стали более внимательны, чем раньше. Это налагает и на нас определенные обязанности: не может же страна, возглавляющая Всемирную туристскую организацию, отставать от других в качестве приема и обслуживания отдыхающих. Так что нас это должно заставить подтянуться. Впрочем, к нашей же пользе.