04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОРАБЛЬ РАЗДОРА

Прокофьев Вячеслав
Опубликовано 01:01 28 Ноября 2002г.
Корабль "Калипсо" знаменит тем, что на нем легендарный исследователь морских глубин в неизменной своей красной вязаной шапочке вдоль и поперек избороздил океанские просторы планеты. Хоть и не велик был минный тральщик американского производства, который по дешевке Жак-Ив Кусто приобрел сразу после окончания второй мировой войны, но "командор", как звали Кусто близкие и соратники, прошел на нем за несколько десятилетий два миллиона километров.

Ну а результаты тех походов нам хорошо известны - десятки потрясающих фильмов, которые с неослабевающим интересом, познавая мир, в котором они живут, смотрят наши дети и внуки.
В 1996 году "Калипсо" постигло несчастье: в порту Сингапура он столкнулся с баржей и затонул. Спустя год в последнее плавание, из которого никто не возвращается, ушел "капитан планеты Земля", так и не дождавшись возвращения с трудами поднятого с морского дна "Калипсо". После недолгого ремонта корабль был доставлен в Марсель. Тут-то и начались разборки вокруг мифического корабля между родственниками Жак-Ива Кусто. С одной стороны - вдова капитана Кусто Франсин. В прошлом стюардесса и любительница подводного плавания, она долгие годы была его помощницей, а также любовницей - вплоть до смерти первой жены Кусто - Симоны. Последние пять лет жизни великий путешественник и мореплаватель жил с Франсин в законном браке, а незадолго до смерти назвал ее полноправной преемницей. Именно тогда она и возглавила фонд Кусто.
С другой стороны - фактический владелец "Калипсо" пивной король Лоэль Гиннесс, а также внучка "командора" Александра. Она - дочь младшего сына Кусто и первой жены Симоны - Филиппа, который прошел с отцом огонь, воду и медные трубы, считался продолжателем его дела, но трагически погиб в авиакатастрофе в 1979 году.
Так вот, Франсин настаивала на том, чтобы "Калипсо" был переправлен в Париж и стал одним из основных экспонатов музея Кусто, который она собиралась организовать во французской столице. Планов у нее было громадье: в музее, помимо экспонатов, связанных с жизнью "командора", планировалось устраивать сеансы прямой связи с экспедиционными кораблями "Альсион", а после и с "Калипсо-2". Забегая вперед, приходится констатировать, что ни музея в Париже, ни "Калипсо-2" Франсин до сих пор не удалось создать, судя по всему, в силу финансовых затруднений.
И все-таки тогда был достигнут временный компромисс, в результате которого корабль оказался в портовом городе Ла Рошель, что на Атлантическом побережье Франции, где его приютил местный океанографический музей. Причем предполагалось, что в самой ближайшей перспективе "Калипсо" будет капитально отремонтирован, но этого не происходило, и, как сознался недавно директор музея Патрик Шнепп, "если в 1998 году к нам привезли больного в терминальной стадии, то теперь мы имеем дело с разлагающимся трупом". Дело в том, что корабль вот уже четыре года стоит в порту Ла Рошель, ржавеет и гниет под воздействием морской соли, в то время как причастные к его судьбе люди никак не могут договориться о совместных действиях.
Совсем недавно вдова капитана Кусто заявила о том, что нашла в Америке частных спонсоров, которые готовы раскошелиться на восстановление "Калипсо". Правда, для этого его надо транспортировать по другую сторону Атлантики, где корабль возьмут под свое покровительство власти городка Нью-Рошель, что под Нью-Йорком. С такой перспективой решительно не согласна внучка капитана. Светловолосая Александра, которая в детстве провела немало времени с отцом, дедушкой и бабушкой на "Калипсо", несколько месяцев назад основала общество "Фонд Калипсо" с целью спасти корабль таким образом, чтобы он к тому же остался на родине Жака-Ива Кусто. Как сообщила Александра, работы по укреплению корпуса уже начались, что позволило директору музея в Ла Рошель Патрику Шнеппу вздохнуть с некоторым облегчением. По его словам, городской муниципалитет уже выделил 75 тысяч евро на нужды "Калипсо", такую же сумму намеревается вложить на первых порах Александра и ее помощники.
Справедливости ради надо заметить, что серьезные трения между Франсин и Александрой - отнюдь не единственный конфликт, в который вовлечены, с одной стороны, экс-стюардесса, а с другой - отпрыски Жака-Ива Кусто от первой жены Симоны. По крайней мере, многие считают, что не без участия Франсин в свое время был отодвинут от дел дядя Александры, старший сын "командора" Жан-Мишель.
Так сложилось, что Жан-Мишель в отличие от своего брата Филиппа, помешанного на морских просторах, в молодости не на шутку увлекся архитектурой. Получил блестящее университетское образование, обосновался в Америке и, скорее всего, прожил бы свой век в творческих поисках зодчего, если бы не несчастье, о котором я уже упомянул, - трагическая смерть брата. Отец, который лишился ближайшего и любимого помощника, был на грани отчаяния. "Если ты не согласишься заменить Филиппа, то я все брошу",- заявил "командор" своему старшему сыну во время похорон, и тот не нашел в себе сил отказаться. Забросил архитектуру, уехал из США и окунулся в семейный "бизнес". Вместе с отцом он планировал и осуществлял многочисленные экспедиции, побывал в самых отдаленных уголках Мирового океана, исследовал недоступные ранее морские глубины. С непосредственным участием Жана-Мишеля было отснято почти шесть десятков документальных фильмов "кустовской" эпопеи, и всем казалось, что ему и продолжать дело отца.
Жан-Мишель, практически все время находившийся рядом с отцом, прекрасно знал о его связи с Франсин. Но не осуждал его, полагая, что каждый человек вправе без постороннего вмешательства строить свою личную жизнь и что ответ ему держать лишь перед своей совестью да Всевышним. Поэтому, когда у отца и Франсин в 1982 году родился внебрачный ребенок - мальчик по имени Пьер-Ив, Жан-Мишель согласился стать его крестным отцом. Правда, в середине 90-х годов отношения между отцом и сыном дали трещину. Дело в том, что провалился один из проектов, который курировал бывший архитектор, - строительство океанографического музея в Париже. Кусто потерял два десятка миллионов долларов и был крепко рассержен. Именно тогда Жана-Мишеля стали постепенно отодвигать от работы в команде "командора", именно тогда тот все больше стал склоняться к тому, чтобы его империя в будущем перешла под управление Франсин, которая после смерти Симоны в 1991 году стала, как сказано, законной женой Кусто. В конце концов дело дошло до того, что Жан-Мишель вернулся в Америку и занялся собственными проектами. Один из них - отель с экологическим уклоном на островах Фиджи - вызвал гнев отца по причине того, что сын использовал в его названии имя Кусто. Разразился громкий скандал, к которому, как говорят, также имела отношение вторая жена "капитана планеты Земля". Правда, со временем его удалось замять, но отношения оставались далекими от совершенства. Так что Франсин вплоть до смерти великого исследователя морских бездн оставалась единственной претенденткой на наследство Кусто...
Но вернемся к Александре. Предполагается, что собранных к настоящему моменту средств должно хватить для первого этапа спасения "Калипсо".
Суть заключается в том, чтобы установить автоматические насосы для откачки воды из трюмов корабля, а также систему вентиляции. Затем "Калипсо", корпус которого сработан из металла и дерева, будет поставлен в сухой док для последующей оценки его состояния, а после - и проведения необходимых работ. Александра открыта для участия в проекте всех заинтересованных лиц. "Если к нам присоединится Франсин и ее команда, от этого общее дело только выиграет", - считает она. Тем временем число сторонников проекта растет с каждым днем. Помимо местных властей, с Александрой уже сотрудничают многие соратники "командора". Среди них - Андре Лабан, Дени Оди, которые долгие годы сопровождали "капитана планеты Земля" в его путешествиях. Свою поддержку ей также высказал водолаз-подводник Альбер Фалко, который 37 лет провел бок о бок с Жаком-Ивом Кусто.
Внучка Кусто мечтает о том, чтобы дедушкин корабль стал сердцевиной музея океанографии и морской экологии у себя на родине. "Мое детство и юность прошли под знаком "Калипсо", - говорит она.- Мой долг сегодня - сохранить легендарный корабль как великолепный пример того, на что способен человеческий дух, пример, который смог бы вдохновлять нынешнее и грядущие поколения".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников