07 декабря 2016г.

БАРАБАШКА НА ОРБИТЕ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 28 Ноября 2003г.
Американский астронавт Майкл Фоул с борта Международной космической станции (МКС) передал в Центр управления полетами НАСА (в Хьюстоне), что экипаж слышал сильный кратковременный шум, напоминающий металлический удар по внешней стороне звездного дома.

Это произошло еще в среду, 26 ноября, но и американцы, и российский ЦУП хранили молчание. Об инциденте в космосе все-таки стало известно американскому журналисту, который опубликовал информацию в Houston Chronicle, распространенную затем по всему миру агентством Reuters.
Итак, около 11 часов утра по московскому времени, когда члены экипажа МКС завтракали, они услышали резкий металлический звук. "Он был такой, как будто жестяную банку разорвали, - передал на Землю Майкл Фоул. - Звук длился примерно секунду. Это было как удар или что-то такое". Российский космонавт Александр Калери подтвердил российскому ЦУПу, что тоже слышал этот шум. По рекомендации наземных специалистов экипаж с помощью подвижной внешней видеокамеры тщательно обследовал обшивку корабля, но следов столкновения не обнаружил. Внутреннее давление воздуха во всех модулях МКС нормальное, и это тоже свидетельствует, что пробоя стенки не произошло. Все системы и приборы станции работают в обычном режиме.
Станции слежения министерства обороны США скрупулезно "просвечивают" орбиту МКС на предмет обнаружения космического мусора. В околоземном пространстве летают десятки тысяч металлических фрагментов различного размера, и если появится опасность столкновения, МКС перейдет на другую орбиту. Однако микроскопические частицы мусора обнаружить с Земли невозможно.
На сегодня есть две версии происхождения резкого звука. Одни специалисты предполагают, что источником его мог быть какой-то прибор внутри станции, другая версия - удар небольшого объекта (металлического фрагмента или метеорита) по внешнему радиатору или одной из антенн, расположенной на внешней стороне модуля "Звезда". Сам модуль покрыт экранно-вакуумной теплоизоляцией, и поэтому резкого звука при ударе быть не могло. В любом случае во время предстоящего в начале следующего года выхода в открытый космос члены экипажа внимательно осмотрят внешнюю поверхность и металлические конструкции МКС. Уместно напомнить, что, когда летала российская станция "Мир", на одном из иллюминаторов после внешнего удара осталась воронка диаметром в несколько миллиметров.