ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВИКТОР СТОРОНИН: НА АРМИИ ЭКОНОМИТЬ - СЕБЕ ДОРОЖЕ

Редакция попросила ответить на этот и другие вопросы начальника Управления военно-экономического анализа и экспертиз Минобороны России генерал-лейтенанта Виктора СТОРОНИНА.

- Министр обороны заявил недавно, что социальное положение офицеров и солдат значительно улучшилось. Однако в Комитете Госдумы по обороне есть результаты социологического опроса военнослужащих - там картина гораздо менее оптимистична.
- С этими материалами я, к сожалению, не знаком. Но могу заметить, что результаты опросов слишком часто зависят от того, кто и для чего опрашивает.
У нас принято пользоваться данными, которые мы получаем в результате ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, проводимого в Вооруженных силах в соответствии с постановлением правительства. В докладе, который попадает на стол министра обороны, учитываются также сведения Госкомстата, ведомственная статистика. Последний раз, насколько мне известно, опрашивались 2360 офицеров, прапорщиков, солдат и членов семей военнослужащих. Причем в разных родах войск, округах, на флотах. Действительно, оценки военнослужащие дают неоднозначные. Связано это в первую очередь с отменой ряда льгот и компенсаций, ростом затрат на "коммуналку", которые здорово подрезали прошлогоднюю прибавку к денежному довольствию.
И все же этот опрос показал, что люди в погонах не смотрят в будущее так уж мрачно. Уже то, что президент, правительство, законодательная власть постоянно держат руку "на пульсе" нашего социального самочувствия, вселяет уверенность, что положение наладится. К тому же, хотя и небольшие, подвижки в этом вопросе есть. Вот с октября, к примеру, повышены оклады по должности и званию на 11 процентов. Прорабатывается вопрос о введении надбавки за особые условия боевой подготовки в частях, переводимых на новый способ комплектования.
- Тем не менее в проект военного бюджета заложено сокращение расходов на социальные льготы и выплаты военнослужащим. Вряд ли это может обрадовать.
- Это не совсем верно. В будущем году ассигнования на обеспечение льгот по сравнению с годом нынешним планируется увеличить почти на миллиард рублей. По всей видимости, вы говорите о приостановлении ряда законодательных норм, касающихся отдельных льгот и выплат. Например, компенсация за продпаек так и останется на уровне 20 рублей в сутки. Хотя уже сегодня его реальная стоимость - 51 рубль 45 копеек. Также и с компенсацией за вещевое имущество для увольняемых в запас...
Реально ущемленными будут и военнослужащие из "горячих точек", несущие службу в государствах Закавказья, в Таджикистане, Приднестровье. Им пока перестанут возмещать стоимость неиспользованных путевок в санатории и дома отдыха. Ни с чем останутся и те, кто надеялся взять в Минобороны субсидии на покупку или строительство жилья. Идет на это правительство не от хорошей жизни...
- Вы упомянули о дополнительном миллиарде. На что он пойдет?
- В бюджетах прошлых лет на льготы и выплаты военнослужащим денег всегда закладывали меньше, чем было необходимо. В будущем году мы должны наконец подойти к полному их финансированию. То есть государство полностью выполнит взятые на себя обязательства.
Надо понять, что возможности бюджета ограничены. Поэтому в его рамках невозможно решать все вопросы. Приходится временно чем-то жертвовать ради приоритетных задач. Такой, скажем, как реализация Федеральной программы перехода на контрактную систему комплектования. Только в 2004 году на это потребуется 7,7 миллиарда рублей.
- Насколько известно, переход идет достаточно трудно. В чем, на ваш взгляд, основные причины?
- Сегодня мы можем говорить лишь о результатах эксперимента в 76-й дивизии ВДВ. Действительно, там набор контрактников проходит не совсем гладко. Достаточно вспомнить, что первоначально из 2269 прибывших в Псков кандидатов служить остались лишь 1443. Главной причиной, на мой взгляд, стало то, что эксперимент начали, не проведя подготовительных мероприятий. Человек, решивший стать профессиональным военным, уже не хочет жить в казарме на сто мест и пользоваться общим умывальником. Увидев это, мы стали срочно оборудовать солдатские общежития упрощенного типа и строить новые, где в комнатах могут проживать по 3-4 человека, есть умывальник, туалет, душевая, сушилка.
Потом оказалось, что и денежное довольствие 3 тысячи рублей не привлекает молодых людей, которые в принципе готовы связать свою жизнь с армией. Решали этот вопрос за счет введения надбавки 1,5 тысячи рублей, которую затем министр обороны поднял до 2,5 тысячи. И дело пошло значительно лучше.
Межведомственная рабочая группа, сформированная по решению правительства, изучила, сколько получают в среднем жители тех регионов, где планируется перевод частей на контрактную систему комплектования. И пришла к выводу, что денежное довольствие рядового надо поднимать минимум еще на 3300 рублей. То есть верхняя планка поднимется до 10 тысяч. А в Чечне - до 15 тысяч.
- Контрактника уже не заставишь красить забор или рыть траншею для теплотрассы. Он свои права знает. Выходит, все это ляжет на плечи гражданского персонала или солдат срочной службы. И как это скажется на климате в части, если служить они будут рядом?
- Вот этого как раз мы и собираемся избежать. Это будут части постоянной боевой готовности. И в них должностей для солдат срочной службы просто не предусмотрено. А в так называемых линейных частях, где и предстоит служить призывникам, контрактники займут должности младших командиров. Более того, при новой системе комплектования начнет работать простая схема: после призыва в армию на год молодой солдат шесть месяцев проходит подготовку в учебном центре со своими сверстниками. Далее его направят в подразделение, где служат солдаты одного призыва. Так исчезнут "корни" дедовщины.
- Это произойдет в будущем. А пока Вооруженным силам не хватает денег на самое необходимое. По сути, почти все выделенные средства армия "проедает". Может, стоит поточнее определить наконец, какая армия нам по карману?
- Странное выражение - "армия по карману". Вооруженные силы - это гарант независимости и территориальной целостности государства. И если мы хотим сохранить их, то должны ориентироваться не на то, сколько у нас "свободных" денег, а прежде всего на задачи, которые армия обязана решать. Экономить надо, но не на безопасности страны. Иначе все остальные расходы никому не понадобятся.