КАК СКРОМНОМУ ПРОФЕССОРУ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ

Томский университет, празднующий в этом году 125-летие, долгое время был единственным вузом на территории Сибири и Дальнего Востока. Его создатели - выдающиеся отечественные ученые, просветители и меценаты. В списке выпускников вуза - около ста академиков, столько же лауреатов Государственной премии, два нобелевских лауреата. Сегодня в нем обучаются 23 тысячи студентов, 700 аспирантов, 120 докторантов. Профессоров сибирского вуза приглашают читать лекции в Оксфорде, Кембридже, Стэнфорде и Сорбонне.Своими мыслями о проблемах современной высшей школы с корреспондентом "Труда" поделился ректор Томского государственного университета профессор Георгий МАЙЕР.

- Георгий Владимирович, для университета 125 лет - много или мало?
- Думаю, маловато. Например, Оксфорду, с которым мы активно сотрудничаем, более 800. В понимании основных принципов классического университета у меня с его ректором, Колином Лукасом, много общего. К этим принципам, несомненно, относятся приверженность традициям, элитарность и, я бы даже сказал, некая чопорность. Но этого так просто не добьешься, должно пройти время.
- Имеет ли смысл держаться за консерватизм в переломные для нас времена?
- Многие российские университеты в последнее время начали перестраивать не только форму, но и содержание своей работы. Но если разорвать единство университетской триады наука - образование -культура, то вуз попросту рухнет. У нас тоже были перемены, но лишь организационные. Сути университетского образования они не коснулись.
- Диплом ТГУ котируется за рубежом?
-Практически все физики-теоретики с нашим дипломом работают за рубежом. У нас по целому ряду факультетов возникает проблема: кого оставить в университете?!
-Чтобы умы не утекали, нужно здесь создавать для них условия...
-Мы поставили перед собой задачу: вырастить 30-летних докторов наук. Организовали структуру "Молодежный центр", теперь ищем на олимпиадах и конкурсах будущих студентов из числа одаренных школьников. Поддерживаем лучших студентов и аспирантов. Наше ноу-хау - преддокторантура. Талантливому молодому кандидату наук, выбранному ученым советом университета, в течение трех лет после аспирантуры даем половину ставки доцента и полставки старшего научного сотрудника. Уже первый выпуск дал вузу 28-летнего доктора наук. Предоставили молодому ученому квартиру, и он остался в Томске. В этом году, спасибо администрации Томской области и Министерству образования, строится молодежный жилой дом. Университету выделили 22 квартиры, плюс 16 квартир работники вуза построили сами.
- Георгий Владимирович, какая из вузовских проблем кажется вам наиболее актуальной?
- Отсутствие законодательной базы для развития высшей школы. Академический потенциал университетов должен реализовываться и приносить доход. К сожалению, пока деньги зарабатываются в основном за счет платных образовательных услуг. Но главный источник процветания вузов нужно искать не в студентах-контрактниках, а в научных разработках. Нас призывают: создавайте инкубаторы, технопарки, продавайте продукт. Но чтобы продать, надо иметь на это основание. Сегодня нет стимулирующего законодательства о реализации интеллектуальной собственности. И это проблема номер один.
- Но ведь есть закон об авторских правах, патенты?
- Действительно, по патентному закону можно кое-что оформить, но есть еще Налоговый кодекс, закон о бюджете... Когда складываешь всю законодательную базу, видишь массу дополнительных ограничительных условий, и руки опускаются. А к примеру, в том же Оксфорде, если профессор разработал интеллектуальную собственность, то право на ее реализацию принадлежит университету. Там профессора - миллионеры. У нас же автор идеи может преспокойно уйти из университета и продать ее в другом месте. Вуз вкладывает в разработчика и разработку немалые деньги, но никаких гарантий при этом не имеет.
- Так ли уж велик вузовский научный потенциал?
- Томск долгое время был закрытым городом. Все вузы и ученые вели военно-промышленные разработки, занимались фундаментальными исследованиями в области аэрокосмического комплекса, специальных материалов. Я вот занимался лазерной физикой. Так что наработок у нас - будь здоров. Но сегодня промышленность и рынок не готовы к высоким технологиям и таким продуктам. Например, у нас разработаны специальные датчики рентгеновских излучений. Облучение в 100, 200 раз меньше, чем у традиционных рентгеновских аппаратов. Это означает, что установки будут менее опасны для человека. Чтобы запустить бизнес-план, требуется пять-семь миллионов долларов. Где их взять? В наших банках нет даже отделов, которые занимаются подобными инвестициями.
- Университет в понимании многих - прежде всего образовательное учреждение. А из нашего разговора я делаю вывод, что вы во главу угла ставите науку. Почему?
- Качественное образование без науки невозможно. В обществе бытует этакое умильное отношение к образованию, ассоциирующемуся лишь с доброй деревенской учительницей и мальчиком Филиппком, который должен хорошо учиться в школе. Я, конечно, утрирую, но сегодня, мне кажется, еще нет осознания того, что интеграция науки и образования является одним из решающих факторов социально-экономического развития, главным приоритетом России.
- Президент Владимир Путин, чьим доверенным лицом вы, к слову сказать, являетесь, поставил задачу: повысить уровень доступности образования. Но, говоря о доступности, мы не в последнюю очередь думаем о его цене.
- Платное образование многие клянут, но не понимают, что оно расширяет доступность образования. Раньше было так: не добрал балла при поступлении - до свидания. Сейчас у человека сохраняется шанс.
- Иногда под "платностью" у нас подразумевают банальное взяточничество в вузах.
- Высшая школа подвержена тем же процессам, которые происходят в обществе, поэтому и в ней, к сожалению, может быть коррупция. Но не в Томском университете! Мы постоянно меняем состав приемных комиссий (кстати, их членам запрещено заниматься репетиторством под страхом увольнения), используем систему шифрования, компьютеризируем все данные вступительных экзаменов. Нужно быть гением, чтобы все это преодолеть.
- Уже второй год ТГУ участвует в эксперименте по единому государственному экзамену. Ваше мнение о нем?
- Мы накопили по единому экзамену и положительный, и отрицательный опыт. Безусловно, благодаря ЕГЭ число сельских школьников, поступивших в ТГУ, увеличилось на 5 процентов. Важно и то, что единый экзамен позволяет перейти к глобальному мониторингу системы образования. Но ко всему надо подходить разумно, ничего, в том числе и ЕГЭ, нельзя абсолютизировать, о чем, кстати, говорит и зарубежный опыт. В США наряду с баллами единого национального тестирования учитываются результаты олимпиад, собеседование, характеристика директора школы. Кроме того, на домашнем компьютере каждый абитуриент пишет общеамериканское сочинение на тему "Почему я хочу поступить в этот университет и на эту специальность". Нам в Гарварде приводили знаковый пример: один абитуриент поступал в педагогический университет. Тестирование, ЕГЭ по-нашему, великолепно сдал, но не был принят, потому что в сочинении ни разу не упомянул слово "дети".
Я пришел к выводу, что необходимо дополнительное испытание вроде собеседования. Вдруг появится какой-нибудь "внеплановый" Ломоносов, а ЕГЭ его отсечет!