ОТ СВЕЧИ ЗАЖИГАЯ СВЕЧУ

Каждый, кто провел детство в деревне, помнит, как затепляли в праздник лампадку в "красном углу", как молилась на выскобленных половицах мать и как действовала даже на маловеров та молитва: любой сельский пацан, что называется, знал край да не падал... Больно смотреть на многое, что творится сегодня на селе. Но я твердо верю, что обвал русской жизни здесь, на земле предков, все равно прекратится. Почему? Да потому, что, какие бы времена ни наступали на Руси, вера всегда жила в русских избах, она была с народом, и, если ветер задувал одну свечку, ее все равно зажигали от другой и несли к образам. Так было всегда, тем и выживали...

Поэтому факт образования в нашей области самостоятельной Липецко-Елецкой епархии я воспринимаю как событие, для нас, без преувеличения, историческое и в то же время совершенно закономерное. Неважно ведь, что регион наш молод (50 лет отметим в будущем году), что "скроен" он из кусочков соседних областей: земля-то всегда была одна - со своей историей, традициями, и все это имело глубокие православные корни. Достаточно вспомнить, что с нашим краем была связана судьба оптинских старцев Амвросия и Нектария. Здесь совершали свои подвиги "русский Златоуст" святитель Тихон Задонский, священномученик архиепископ Сергий, здесь же - родина таких высокодуховных русских писателей, как Бунин и Пришвин...
Я лично убежден: страна возродится с провинции, а это без Православной церкви совершенно невозможно. Да, наша Россия - светское государство, но ведь "принцип светскости" вовсе не означает, что религиозные организации отстраняются от участия в жизни общества, от решения актуальных для народа проблем. Уже в новейшей российской истории выявился целый ряд областей сотрудничества государства и Церкви, основанного на взаимном невмешательстве во внутренние дела друг друга и отвечающего современным нормам государственно-церковных отношений. Скажем, светская власть и Церковь могут и должны, действуя рука об руку, укреплять нравственный стержень народа, и в первую очередь молодежи. Подростковая преступность, "молодая" наркомания, беспризорность стали горькой реальностью российской действительности. Введение во многих школах факультатива "Основы православной культуры" - шаг в нужном направлении. К слову, пока в стране сторонники и противники этой идеи ломали копья, в Липецком институте усовершенствования учителей спокойно готовили кадры для преподавания спецкурса. Педагоги, патриотические организации края, духовенство, пресса действовали тут в унисон, поднимая планку именно воспитательной работы среди подростков. Областное историко-патриотическое общество "Наследники Александра Невского" всего за год сумело объединить в своем молодежном крыле более семисот учащихся. В некоторых липецких лицеях не первый год действуют кадетские классы, где 80 процентов выпускников поступают в военные училища.
О чем эти примеры? О том, что идея духовного возрождения края воспринимается всеми силами общества, является для них определяющей. Сближение позиций государства и Церкви в этих вопросах - процесс совершенно нормальный, естественный. Так было всегда в государстве Российском: мирская власть понимала, что нравственное воспитание людей, поступательное движение вперед без веры, без участия Церкви невозможны. Поэтому когда говорят, что не на купола, не на колокола, дескать, надо бы тратить деньги, а на детские сады и школы, - это всегда отдает демагогией.
Тем более что сегодня мы возвращаем Церкви лишь малую часть того, что в советское время было отобрано (а если говорить прямо - разграблено). В области одновременно отстраиваются десятки храмов. В самом Липецке восстановлена по старым чертежам знаменитая часовня Петра и Павла, в Задонске заново возведена самая высокая на Дону, в восемьдесят два метра, звонница. Очень важно, что возвращаются к нам традиции меценатства: большинство святынь вернули к жизни именно они, благотворители: Новолипецкий металлургический комбинат, агрофирма "Аврора", предприятие "Развитие", СУ-11 "Липецкстрой" и многие другие. Не остается в стороне и власть. Сегодня мы готовим развернутую программу восстановления всех наших святынь, имея в виду не только храмы, но и архивы, древние книги-раритеты, погосты и многое другое.
Липецкая область самодостаточна, она не просит у центра трансфертов, а сама является донором. По объемам промышленного производства, по темпам его роста регион среди лидеров не только в Центральном федеральном округе, но и в стране. И все же главные перемены у нас происходят на селе. В области созданы условия для эффективной структурной перестройки АПК и как следствие -крупные инвестиции, принципиально новый менеджмент, живое участие в реформировании села и отечественных бизнесменов, и итальянцев, американцев, немцев, французов ... При этом мы не вправе закрывать глаза на то, что происходящее может иметь и негативные социальные последствия. Высокопроизводительная современная техника высвобождает немало рабочих рук, которые зачастую нечем занять. А это новые проблемы, которые наскоком не решишь. В ближайшее время мы планируем провести в области объемное социологическое исследование, которое должно дать полную и объективную картину сегодняшней жизни липецкой деревни - чем она живет, о чем думает, к чему стремится?.. Уверен, что этот анализ также выведет нас на вопросы духовно-нравственного порядка, в решении которых мы намерены активно опираться на потенциал Православной церкви. Вот почему так радует появление кафедры новой епархии в Липецке и, назвав это событие историческим, думаю, я не погрешил против истины.
Порадовало моих земляков и решение о преобразовании прихода в честь Успения Божией Матери в Свято-Успенский Липецкий мужской монастырь, принятое на недавнем выездном заседании Священного Синода Русской православной церкви в г.Саров. С таким прошением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II обращался временно управляющий Липецкой и Елецкой епархией епископ Задонский Никон.
Обитель будет возрождена на историческом месте - вокруг старейшего памятника архитектуры областного центра Древне-Успенской церкви, которая в XVII-XVIII веках принадлежала монастырю Паройская пустынь. Согласно преданию, будучи в этих местах, Петр I обратил внимание, что весь монастырь стоит на рудной горе, и повелел основать здесь чугуноплавильный завод и лить пушки для флота, а монастырь упразднить. Однако это произошло позднее, в 1764 году, а при Петре монахов лишь потеснили: в 1712 году перед Древне-Успенской церковью раскинулся пруд Нижнего железного завода, затопив "сенные покосы" монастыря.
До сих пор сохранился живоносный святой источник, прославивший Паройскую пустынь. Сегодня прилегающая к нему территория принадлежит липецкому "Горводоканалу". Руководство предприятия обещает передать источник возрождающемуся монастырю.
На территории Липецкой области сегодня действует четыре обители, еще два монастыря - в стадии юридической регистрации. Свято-Успенский Липецкий мужской монастырь станет седьмым.