УХОДИМ ЗАВТРА В МОРЕ

В Москве завершился V Всероссийский съезд геологов, прошедший под эгидой Минприроды. Наш корреспондент узнала там много неожиданного.

Геология напрямую связана с обеспечением энергетической безопасности страны, поэтому освоение новых нефтегазовых провинций - одна из важнейших задач века. Как отмечали специалисты, на ближайшие сто лет программа освоения запасов углеводородов ясна: первым в повестке дня значится полуостров Ямал, почти одновременно с ним начнутся детальная разведка и обустройство природных кладовых Восточной Сибири и Дальнего Востока. Особняком в этом "геологическом списке" стоит российский континентальный шельф - самый богатый и самый загадочный регион в мире. Он еще мало исследован, но даже скудная геологическая информация дает повод утверждать: на шельфе сосредоточены самые большие запасы углеводородов.
Россия обладает крупнейшим шельфом на планете: его площадь составляет около шести миллионов квадратных километров. Причем более четырех миллионов содержат в своих недрах залежи нефти и газа. Однако добраться до подземных сокровищ не так-то просто: для этого нужны не только суперсовременные технологии, но и совершенно новая идеология освоения углеводородных кладовых. Объясняется это в первую очередь природными и климатическими особенностями месторождений. Те, что расположены в Каспийском и Охотском морях, густо населенных обитателями подводного мира, - могут осваиваться только в условиях мощной экологической защиты. Продуктивные структуры, сосредоточенные в районах арктических морей (Баренцевом, Карском), помимо всего прочего, отличаются еще и сложными географическими и геологическими условиями. Одним из самых подготовленных к промышленной разработке, по словам заместителя председателя правления ОАО "Газпром" Александра Ананенкова, на сегодняшний день является гигантское газоконденсатное месторождение Штокмановское, чьи доказанные запасы оцениваются в 3,2 триллиона кубов газа и около 31 миллиарда тонн конденсата. По расчетам ученых, на полвека, а то и больше оно обеспечит внутренние и экспортные потребности государства. На базе Штокмана будет создан крупный морской газодобывающий комплекс, к которому со временем "подключатся" Ледовое, Лудловское месторождения и прогнозируемые нефтегазовые объекты баренцевоморской провинции.
Справиться с этой задачей можно, только объединив усилия ученых, технологов, представителей оборонных, металлургических предприятий, конструкторских центров, строителей, газовиков, специализирующихся на морских работах. Пока же, по мнению экспертов, наблюдается ведомственная и территориальная разобщенность, отсутствует специализация заводов-изготовителей оборудования, что вынуждает отказываться от наиболее эффективных вариантов решений и в итоге ведет к увеличению сроков и стоимости работ.
Штокмановский проект должен стать, по сути, опытной площадкой, где будут отрабатываться элементы освоения сложного и труднодоступного шельфа: удаленность от берега - 360 километров, глубина дна - 320 метров, сильное давление дрейфующих льдов...
- Вместе с тем эти условия не являются непреодолимыми, - полагает генеральный директор ВНИИГАЗа Рудольф Тер-Саркисов. - С одной стороны, в мире накоплен определенный опыт работы в северных морях. С другой - нашими учеными и технологами прорабатываются неординарные решения по бурению скважин и транспортировке углеводородов. Самое интересное в этом проекте, на мой взгляд, состоит в том, что разработка месторождения будет вестись как надводными, так и подводными способами. Это позволит добывать, хранить, транспортировать полезные ископаемые круглый год даже в экстремальных условиях Крайнего Севера.
На оборонных предприятиях Североморска (Мурманская область) создаются три уникальные ледостойкие платформы - по сути, огромные плавучие заводы, соединенные с буровыми скважинами, подводными газотранспортными магистралями и береговыми сооружениями. Часть добытого газа будет сжижаться прямо на платформах и доставляться потребителям кораблями-метановозами с помощью ледоколов или (есть и такое предложение) подводным морским транспортом. Для этого на отечественных предприятиях предстоит создать немало сложной техники, которая не имеет аналогов в мире.
Пик освоения континентального шельфа придется на вторую половину XXI века. Но история развития морской нефтегазодобычи в Арктике начинается уже сегодня.