09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ...

В Самарской области пожинают первые плоды эксперимента, привязавшего зарплату учителя к количеству учеников в классе. В одной школе педагоги получили в месяц по 15 тысяч рублей, в другой чуть ли не по 20. И вдруг откуда-то из глухого села Большое Алдаркино, где лисы по ночам воруют кур, а в местной школе 35 учеников на 7 педагогов, донесся голос, нарушивший благостную картину.

- А я в октябре получила 2811 рублей - в 2 раза меньше, чем в мае, до начала эксперимента, - говорит учительница Татьяна Никифорова. - И не только я - другие педагоги тоже. Мы просто в шоке!..
Татьяна Алексеевна ежедневно проводит по 6 - 7 уроков русского языка и литературы в классах с пятого по девятый. В неделю у нее 32 учебных часа. Образование высшее, педагогический стаж 16 лет. Муж - водитель, получает примерно 2500 рублей. В семье два ребенка. Как жить?
О снижении зарплаты узнали еще в августе, когда Светлана Васильева - директор базовой средней школы N 2 в райцентре Борское - привезла в Алдаркинский филиал документ о переходе на нормативное финансирование. Стало понятно, что при такой численности учеников, как в родной школе, зарплата резко снизится. Это не укладывалось в голове. С утра до вечера областное начальство трубит о национальном проекте, о повышении зарплаты учителям - и вот такой сюрприз. Татьяна Никифорова тогда в сердцах обронила, что это не эксперимент, а издевательство, и мириться с этим она не будет.
Зарплату за сентябрь получали в октябре. Педагоги действительно пережили шок вместе со своими семьями. Ведь надеялись, что экспериментаторы областного министерства образования услышат голоса тысячи учителей из 163 филиалов базовых школ. Увы...
- Зарплата у многих работающих в филиалах действительно снизилась вдвое по сравнению с той, что была в конце прошлого учебного года. Причина в том, что в большинстве деревенских классов не 15 учеников, как предусмотрено нормативом, а 5- 6 или даже меньше, - сказала мне начальник территориального отдела образования Борского района Валентина Буйновская.
Когда посыпались жалобы, экспериментаторы поняли, что дали маху. Министр областного правительства Валерий Путько рекомендовал директорам базовых школ "приплачивать", как выразилась главный консультант министерства Надия Хабибуллина, обиженным педагогам из так называемого надтарифного фонда, хотя он предназначен для других целей. В ноябре, когда зарплату получили за октябрь, действительно "приплатили". Никифорова получила 6502 рубля 51 копейку. Из них 550 - премия к Дню учителя. Если ее не считать, то выходит примерно на пятьсот рублей меньше, чем было в мае. Жаловаться уже неудобно. Это ведь не зарплата, а вроде шубы с барского плеча. Могли бы ни копейки не дать. "Приплатят" ли за ноябрь - неизвестно.
- Наше образование замучили непродуманными новациями. Чиновникам просто неймется. Так мы окончательно растеряем все хорошее, что было в нашей школе накоплено,- сетует самарский педагог с 35-летним стажем Галина Дилбарян.
А почему, собственно, не прибавить зарплату без экспериментов и чиновничьей милости? Просто потому, что детей в небольших селах и деревнях все равно надо учить и педагогам на что-то жить. Но если министерским чиновникам и их консультантам неймется, то, может быть, стоит прислушаться к предложению Людмилы Муратовой - одного из старейших педагогов Самары. Надо материальные потери учителей в ходе разных новаций компенсировать не из бюджета, а из карманов чиновников от образования. И пусть тогда экспериментируют!
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Сергей Комков, доктор педагогических наук, президент Всероссийского фонда образования:
- Что такое нормативное финансирование? Это когда школа получает средства на ученическую "душу": чем больше детей - тем больше денег. Но подсчеты показали, что такое финансирование погубит школы в малых городах, а тем более в селах, где детей мало. Эксперимент, который сейчас проводится в ряде регионов, это подтверждает.
Министерство образования и науки не выработало единого норматива и "спустило" на регионы право определять "стоимость" ученика. По логике, в селе она должна быть выше, чем в городе. Но, судя по сигналам с мест, нормативы нередко берутся с потолка. Например, как мне рассказали калужские учителя, малокомплектной школе отпускают в месяц по 600 рублей на ребенка. Если там полсотни учеников, то, значит, 30 тысяч рублей на все про все: налоги, отчисления в фонды, зарплаты 5 - 6 учителям. Вот и посчитайте, сколько они получат.
С введением нового механизма финансирования за год фонд зарплаты сократился на 1,5 миллиона рублей. И главное: как в этих условиях выполнять обещанное бюджетникам повышение на 15 процентов? Никто не хочет отвечать на такие вопросы. Между тем за 10 лет в России закрылось 6 тысяч школ в стране.
От редакции. На нашу просьбу прокомментировать ситуацию в министерстве ответили так: новый механизм вводится ради того, чтобы не педагогам, а ученикам было лучше, чтобы за них школы боролись. Но, спрашивается, что даст ученикам обиженный учитель?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников