ДЕТИ И ОТЦЫ

Один из горьких итогов 15 лет реформ: страна пришла к дикому дисбалансу во взаимоотношениях детства и мира взрослых - политики, экономики, права. Как поправить положение, какие конкретные шаги нужны в поддержку разговоров про "слезу ребенка"?

Первое. Государство не должно допустить, чтобы хотя бы один ребенок, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, был забыт и брошен на произвол судьбы. Для этого нужен точный учет детей, проживающих в том или ином регионе. Отсутствие такого учета в России - одна из основных причин сохранения таких позорных явлений, как беспризорность и безнадзорность. Нужно вернуть и всеобуч - завоевание минувшей эпохи.
Второе. Вопросы опеки и попечительства следует отнести к ведению субъектов РФ. Это, с одной стороны, придаст новый статус специалистам по охране прав детства, расширив их полномочия и обеспечив дополнительные возможности для влияния на местную власть, с другой стороны, повысит их ответственность как государственных, а не муниципальных служащих.
Третье. Закон "Об образовании" предусматривает ежегодное представление палатам Федерального Собрания РФ доклада правительства о состоянии и направлениях развития системы образования. Эффект возникнет только в случае, если доклад будет представлен в разрезе территорий России на основе единых критериев и показателей. В том числе по главному направлению: охрана прав детей. Это повысит ответственность власти и поможет обмену опытом. Надо учредить рейтинг "Защита детства" для субъектов Российской Федерации.
В-четвертых, пора разобраться с новациями и признать ошибочным введение двухуровневой системы управления образованием, где образовательные округа отвечают за содержание, а муниципальные - за финансирование. Ошибкой была и поспешная ликвидация в ряде регионов государственных сиротских заведений, передача тысяч детей гражданам, не готовым к воспитанию детей, а соблазненным деньгами.
А почему допустили ликвидацию малокомплектных школ? Надежда на автобусы при нашем бездорожье легкомысленна.
Восемнадцать лет назад мы создали гражданское общественное движение, организовали семейные детские дома (СДД). Их было 500 в СССР, в России - 368. В 1996 году с созданием приемных семей СДД были формально ликвидированы, но на деле работают. Из 2700 детей ни одного наркомана, все выучились (или учатся), все получили (или получают) профессии. Давно следует эту работу признать полноценным трудом, а родителям-воспитателям надо дать социальный пакет работающего человека. Ведь они берут сразу не меньше пяти детей, но у них нет юридического права на стаж, пенсию, отпуск, больничный. Это наше родное, российское социальное изобретение, действующее 18 лет! Президент одобрил его госпремией, орденами, а вот достойных прав этим работникам пробить не можем. А ведь они и есть то самое гражданское общество, о котором столько звону!
А есть еще маленькие инвалиды, годами ожидающие протезирование. И страшная беда - дети в тюрьмах. В 10 женских колониях 10 домов-ребенка для младенцев. Дети не должны расти за колючей проволокой. И подростки, отбывающие наказание. Сегодня на воле их никто не ждет. Результат: перекатывание из полупреступного детства в окончательно преступную взрослость при хладнокровном безразличии государства.
Президент назвал критическим положение с рождаемостью. Но этот вопрос имеет продолжение: а что станет с новорожденными детьми? Или вырастут курящие, пьющие, необразованные перекати-поле (кстати, в стране 2 млн. неграмотных детей). Или это будут счастливые, жданные, любимые люди. Так давайте же возродим звание "Мать-героиня"! Учредим "День отца", как во многих странах и некоторых наших регионах! Давайте на телевидении ( за счет "пива Клинского") добьемся рекламы выдающихся бабушек и дедушек, образцовых родителей, великих воспитателей - учителей, вновь, как когда-то, присваивая им звание Героя России и государственные премии.